Всероссийская научно-практическая конференция «Война: история и личная трагедия»

В Год памяти и славы, год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Саратове прошла работа II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции учащихся и педагогических работников «Война: история и личная трагедия», организаторами которой выступили кафедра гуманитарного и эстетического образования Саратовского областного института развития образования и кафедра гуманитарных дисциплин лицея «Солярис». Целью конференции стало осмысление трагичных событий Второй мировой и Великой Отечественной, сохранение исторической памяти, противодействие фальсификации истории.

Об интересе, который проявляют ученики и педагогические работники регионов России и стран ближнего зарубежья к изучению и преподаванию военной истории, выявлению современных методик преподавания темы войны, интеграции опыта в педагогическую практику общеобразовательных организаций, свидетельствует статистика конференции: на неё поступило 66 заявок от 147 человек из трёх регионов Российской Федерации и из Республики Беларусь.

Работы учащихся рассматривались экспертами из числа педагогических и научно-педагогических работников Саратовского областного института развития образования, Саратовской государственной юридической академии и лицея «Солярис» в рамках круглого стола «От Первой мировой войны до 1945 года: осмысление взаимоотношений государств, людских судеб и фактов», трёх заседаний по основной теме конференции «Советский Союз во Второй мировой войне», «Геноцид. Холокост. Время», «Война, культура и искусство», проводимых в рамках девяти тематических сессий:

  • Великая Отечественная война: события, люди, явления, факты;
  • Человек на войне: история судеб;
  • Жизнь на границе смерти. Концентрационные лагеря и лагеря смерти во время войны;
  • История семьи в истории войны;
  • Современное осмысление феномена Холокоста;
  • Восприятие трагедии Холокоста сквозь призму искусства;
  • Общие подходы к осознанию связи духовной культуры и вооруженного конфликта;
  • Отражение событий и повседневности войны в живописи, музыке, кинофильмах и фотографиях;
  • «Человек войны» в произведениях искусства и об искусстве.

Работа педагогической творческой мастерской «Методические проблемы преподавания темы Второй мировой войны» и дискуссионной площадки «Великая Отечественная война и проблемы сохранения исторической памяти» была перенесена на страницы официального сайта лицея «Солярис» и прошла в формате открытого форума для обсуждений.

В виртуальном режиме прошли презентация экспозиционного проекта «Аушвиц. Кульминация их жизни», посвященного 75-й годовщине освобождения войсками Красной Армии концентрационного лагеря и лагеря смерти Аушвиц, а также сборника исследовательских материалов «Лагерь Аушвиц: размышления о роли в истории», авторами которого являются призёры и победители Международного конкурса «Память о Холокосте — путь к толерантности».

В рамках заседания по основной теме конференции «Геноцид. Холокост. Время» были рассмотрены десять работ широкого тематического спектра: анализ отношения к событиям Холокоста по документальной повести Марии Рольникайте «Я должна рассказать», образ детей и войны в романах Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» и «Мальчик на вершине горы», описание искусства как способа выжить в условиях существования в гетто, роль саратовцев в освобождении лагеря Аушвиц-Биркенау и др.

Тема Холокоста была представлена и в четырёх педагогических разработках. Преподаватели институтов развития образования и школьные учителя на страницах своих материалов рассуждали о роли практических занятий при изучении истории Холокоста в системе повышения квалификации учителей, сохранении памяти о Холокосте на примере использования материалов передвижных выставок в условиях глобализации, значении предметной области искусства в изучении событий Холокоста.

Текст: Сергей Геращенко