К 100-летию М.Я.Гефтера

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения первого президента и одного из основателей Научно-просветительного Центра «Холокост», известного российского историка и философа Михаила Яковлевича Гефтера (1918-1995). 21 августа  в  Мемориальной  синагоге РЕК на Поклонной Горе прошёл посвященный этой дате    Круглый стол «М.Я. Гефтер и эхо Холокоста в России». В нем приняли участие более  60 педагогов школ и вузов 30 регионов России  — слушатели семинара  по теме Холокоста и выпускники курсов «История Холокоста» для протестантских организаций России. Вступительное слово  Ильи Альтмана, сопредседателя Центра «Холокост» и   Аллы Гербер, президента Фонда «Холокост», было посвящено роли М.Я. Гефтера в создание нашей организации и его вкладу в сохранение памяти о Холокосте в России. Выступавшие подчеркивали колоссальный научный потенциал историка, его оригинальное мышление и изложение фактов Холокоста в кругу других геноцидов. Внучка юбиляра, Ася Гефтер, выступила с сообщением «Память о Холокосте в нашей семье: гефтеровские вопросы без ответов». Участники круглого стола смогли ознакомиться с редкими фото и письмами из семейного архива Гефтеров, копиями найденных в архивах России, Израиля, США и других стран реликвиями. Особый интерес представляет переписка семьи Гефтеров накануне оккупации Крыма.
 Валентин Гефтер,  директор Института прав человека и член Правления Центра «Холокост» в своем выступлении  «Холокост против всех: геноцид и преступления против человечности в международном праве» поднял вопросы о  коллективной вине и ответственности, преломив эту сложную проблему через восприятие Михаилом Яковлевичем проблем геноцида.
А 24 августа в фонде Фридриха Науманна  в Москве собрались друзья и коллеги Михаила Яковлевича, чтобы еще раз напомнить о человеке, который первым разрабатывал в СССР многие  проблемы методологии и философии истории. Как отметила С.С. Неретина  «история, по мнению Гефтера, прежде всего, —  не естественноисторический процесс, она определяется как Выбор, как движение Выбора, подошедшего к концу: в ХХ в.  история превратилась в панисторию, лишившись прежнего смысла — осуществлять «экспансию всемирного единства» и превратившись в абсурд, вводящий человека в неведомую-жизнь-после-истории и являющийся сигналом достижения историей своего предела».
На фото Р. Жигуна: выступает В.М. Гефтер; Ася Гефтер представляет семейные реликвии
Сылки в СМИ: