Третий день и окончание семинара: Пятигорск, Минеральные Воды

О первом дне семинара
О втором дне семинара

Третий день семинара: Пятигорск

28 сентября участники семинара начали свой день с увлекательной экскурсии на гору Машук, где они смогли увидеть знаменитый Пятигорский Провал — карстовое озеро, с которым связан известный момент из романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Выполнив свой долг и потерев нос памятнику «Великому комбинатору», группа участников направилась к памятнику Михаилу Лермонтову, где экскурсовод попыталась реконструировать возможные обстоятельства его трагической гибели.

После знакомства со знаковыми местами Пятигорска участникам предстояло поделиться своим опытом преподавания и осмысления Холокоста в рамках трех тематических секций.

Первая секция «Особенности преподавания темы Холокоста в еврейских школах. Опыт изучения темы Холокоста в школах России и за рубежом» объединила девять участников семинара, которые подробно показали примеры преподавания темы Холокоста в их конкретной школе и регионе. Лилия Комисаренко, директор МБОУ «Лицей № 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом» из Еврейской автономной области выступила с докладом, акцентирующем внимание на уроках Холокоста в условиях поликультурного образовательного пространства. София Найда, учитель литературы из МБОУ СОШ № 42 г. Самары, рассмотрела практику проведения уроков истории Холокоста в старшей школе в формате дискуссий. Ирина Полякова, учитель истории ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е.Ф. Карского» из г. Гродно (Беларусь), рассказала про применяемые ею методы профилактики экстремизма и ксенофобии в молодежной среде через развитие центра толерантности. Лариса Прокудина, учитель ИЗО МБОУ «СОШ № 30 города Энгельса» (Саратовская область), выступила с докладом о важности выражения учащимися их восприятия трагедии Холокоста через искусство.

Презентации участников. Выступает Евгения Синельник

Василий Кузнецов, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ (Москва) поделился опытом проведения просветительского флэшмоба для учеников, а конкретно — печати изображений Праведников народов мира на футболках. Учитель истории Школы «Мишпахтейну» (Республика Татарстан, Казань), Алексей Першагин на примере собственного проекта в Инстаграме показал современные практики, способствующие сохранению исторической памяти о Холокосте среди обучающихся школы. Евгения Синельник, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель ИЗО, куратор еврейского отделения ГБОУ СОШ № 274 Кировского района, выступила с обобщением по теме: «Преподавание темы Холокоста в школе». Иван Горячков, учитель истории ЧУ СОШ «Ор Авнер» (Нижний Новгород), подробно рассмотрел проблемы преподавания истории Холокоста в современной школе, а Елена Морозова, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 1311, отметила, что изучение проблематики Холокоста может являться одним из основных средств гражданско-нравственного воспитания школьников.

Обсуждение доклада

Секция № 2 объединила доклады педагогов, имеющих опыт мемориализации жертв Холокоста и была проведена под руководством Татьяны Пасман. Первым докладом стало представление Ольгой Шалагиной, учителем истории МОУ «СОШ № 39» г. Вологды, опыта организации поисково-исследовательской работы в проекте «Освободители Аушвица». Галина Миндрина, заместитель директора школы «Ор Авнер» подняла сложную проблему «войн памяти» в докладе «уничтожение евреев в дни Сталинградской битвы». Про опыт организации экскурсий по выставке «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение», где гидами выступали учащиеся, рассказала Наталья Раскопина, учитель истории ГБОУ «Школа № 1540» г. Москвы. Дарья Смирнова, координатор программы «Таглит» организации Israel Experts, указала на необходимость не только рассказывать посетившим памятники Холокоста значение символов, на них указанных, но и принимать во внимание то, как бы посетители через форму и символы описали свое осознание катастрофы. Анатолий Карнаух, заместитель председателя совета Арзгирского историко-краеведческого музея им. В. Д. Пономаренко, рассказал про его главную победу — установку 14 монументов жертвам Холокоста в рамках проекта «Вернуть достоинство».

Выступает Анатолий Карнаух

Логическим завершением продолжительной дискуссии стал круглый стол, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста в календаре образовательных событий. Мария Гилева, координатор международных и научных программ Центра «Холокост», пригласила выступить Эльвиру Бабич, директора СОШ № 167 г. Екатеринбурга, рассказавшую участникам про работу городского опорного центра «Толерантность — путь к миру», и Владислава Мишина, старшего преподавателя-методиста Школы «Шамир», который напомнил участникам про проблемы, которые могут появиться при выявлении Праведников народов мира.

Многие доклады вызвали бурную дискуссию. Было рассмотрено множество проблемных мест — вопросы оценивания учеников на уроках по истории Холокоста, формат таких уроков, оптимальный возраст приобщения детей к этой проблеме, а также способы привлечь школьников, помочь им прочувствовать трагедию, а не отвратить их от нее, что может быть особенно актуально в школах с еврейским компонентом.

Илья Альтман подводит итоги семинара

По окончании вступлений сопредседателем Центра «Холокост» Ильей Альтманом и руководителем образовательных программ Центра Светланой Тиханкиной были подведены итоги круглого стола и семинара в целом, выражена благодарность за проведенную работу и надежда на дальнейшее развитие все новых методов сохранения памяти о Холокосте посредством обучения школьников.

Завершение семинара: Минеральные Воды

Наша поездка, начавшаяся с посещения Беслана, завершилась 29 сентября посещением мемориала в г. Минеральные Воды, установленного в память 7500 тысяч человек, преимущественно евреев, расстрелянных на территории Стекольного завода им. Анджиевского.

Памятник, установленный рабочими Стекольного завода в 1943 году

Илья Альтман провел участников к мемориалу, установленному местными жителями в 1943 году, а после подвел нас к новому мемориалу, установленному 18 июня 2019 года. Здесь состоялась церемония памяти жертв Холокоста, посвященная годовщине трагедии в Бабьем Яру.

Илья Альтман открыл церемонию рассказом об истории людей, погибших на этом месте. Он напомнил присутствующим о важности указания на мемориале полного имени, фамилии и возраста погибших и предложил при последующих церемониях вспомнить лица этих людей и принесенными фотографиями усилить память о них. Перед участниками выступил Владимир Древинский, представитель фонда «Эвен Эзер».

На мемориальной церемонии выступил Эмиль Генрихович Зигель, участник Великой Отечественной войны, гвардии полковник, который мог погибнуть в этом месте вместе со своими родителями в 1942 году, но спасся благодаря праведнику Сергею Метревели. Как и матери Беслана, Эмиль Генрихович привел нас к месту своей личной трагедии, слезы этого человека отразили боль миллионов людей, потерявших близких, боль, не умещающуюся в сознании и не выразимую в камне. Здесь сохраняется память о родителях Эмиля Генриховича и тысячах других людей. К сожалению, мы не можем поставить памятник каждому, но мы можем продолжить работу по поиску имен погибших и напомнить их историю ныне живущим. 

Участники церемонии у мемориала, установленного в июне 2019 года

Текст: Владислава Нагаева, координатор образовательных программ Центра «Холокост».
Фотографии: Владислава Нагаева, Лариса Прокудина. 

Дополнение от 1.10.2019. Отзыв в СМИ:
Газета «День Республики»

Дополнение от 2.10.2019. Отзывы участников:
Мария Леухова
Софья Найда

 

Отзыв в СМИ:
Газета «Минеральные Воды»

Дополнение от 3.10.2019. Отзывы участников:
Василий Кузнецов
Татьяна Полковникова

Отзыв в интернете:
Газета «Вместе» Школы № 2 города Кисловодска

Дополнение от 7.10.2019. Отзыв участницы:
Ольга Шалагина

Дополнение от 8.10.2019. Отзыв в интернете:
Благославенный Кавказ

Дополнение от 9.10.2019. Отзывы участников:
Лариса Прокудина
Татьяна Пасман

Дополнение от 13.10.2019. Отзыв участницы:
Эльвира Бабич