Умерла старейшая Праведница

В Варшаве 12 мая скончалась в возрасте 98 лет Праведница Ирена Сендлер, спасшая в годы Холокоста 2500 еврейских детей. В прошлом году Польский сейм объявил ее национальной героиней и выдвинул на соискание Нобелевской премии мира. Как отметила пресс-служба мемориала «Яд ва-Шем», в Израиле оплакивают потерю старейшей на сегодняшний день Праведницы мира. Председатель совета директоров мемориального комплекса Авнер Шалев в прощальном слове отметил: «Храбрые действия Ирены Сендлер, спасавшей евреев в период Холокоста, служат маяком света, внушая надежду и восстанавливая веру в первозданное совершенство человечества и человека, данные ему при рождении…»  

Накануне войны Сендлер, работавшая в социальной службе, занималась бедными еврейскими семьями Варшавы. После оккупации Польши нацистскими войсками Зендлер во главе группы из 20 подпольщиков в 1940–1943 годах тайно переправляла еврейских детей из Варшавского гетто в безопасные убежища, которыми становились семьи польских католиков, женские монастыри и приюты. Имена спасенных детей женщина писала на клочках бумаги, которые помещала в бутылки и закапывала в огороде своего соседа, надеясь, что после войны по ним родители смогут отыскать своих детей. В 1943 году Сендлер была арестована гестаповцами, ее пытали, но не смогли добиться признаний о деятельности подпольщиков. Бойцы организации, в которую она входила, смогли освободить ее из тюрьмы. 

В 1991 году израильское правительство присвоило Ирене Сендлер почетное гражданство еврейского государства.  В прошлом году Сендлер, проживавшая в частном доме престарелых в Варшаве, оказалась уже стишком слаба, чтобы посетить мероприятие, устроенное в ее честь. В письме, прочитанном на собрании Элизабетой Фиковской (одной из тех, кто обязан Сендлер жизнью), польская героиня сообщила: «Каждый ребенок, который был спасен с моей помощью, и с помощью тех, кого уже нет в живых, является оправданием моего существования на Земле». «Однако это не повод, чтобы торжествовать. Уже более 50 лет прошло с того времени, как случился ад Холокоста, — написала она, — но призрак его все еще нависает над миром и не дает нам возможности забыть трагедию».