Фрида Михельсон. «Я пережила Румбулу»

Фрида Михельсон. «Я пережила Румбулу». М, 2011, «Российская библиотека Холокоста»

 Предисловие к Российскому изданию.

 Эту книгу можно назвать  обычной и одновременно уникальной. Обычной потому, что тема Холокоста многим людям уже «набила оскомину», потому что документов той эпохи много. А уникальной потому, что для миллионов современных читателей описываемые события являются открытием, потрясением. Уникальной   потому, что свидетельств из расстрельных рвов и ям сохранилось гораздо меньше, чем тех, кто этих могил избежал.   Это свидетельство человека, который запомнил и передал нам то, что по чудовищному плану не должен был запомнить никто, кроме самих палачей.
В этой книге речь идёт об уничтожении евреев Риги во время Второй Мировой войны, об одном из самых кровавых преступлений нацистов и их пособников на оккупированной части СССР, которое стоит в одном ряду с Бабьим Яром в Киеве, Понарами в Вильнюсе, 9-м Фортом в Каунасе и очень многими другими трагическими местами.
Современному человеку трудно понять, осознать как такое могло произойти. Евреи Риги,  как в других европейских городах, жили, любили, страдали.  Так же, как и всё остальное население этого красивейшего города, евреи переносили трудности первых десятилетий двадцатого века после Первой Мировой войны.
     Многие государства Европы, в частности Прибалтийские республики, Чехословакия, Польша  и судьбы их народов в конце 30-х — 40- е гг. были разменными монетами, пешками в играх, так называемых «Великих держав».
    Агрессивные планы тоталитарных государств — гитлеровской Германии и сталинского СССР, при явном одобрении, поддержке или безразличии (в частности в «еврейском вопросе») демократических Англии, Франции, США привели к началу войны в Европе. Преступное соглашение Гитлера и Сталина лишило Латвию независимости в июне 1940 г., а через год последовало их столкновение и  оккупация Латвии вермахтом.
     Для евреев в оккупированной нацистами Европе не было исторического выбора, что всё «как-то уладится, что можно будет договориться с местными и пришлыми правителями», как это бывало в трагичной еврейской истории на протяжении веков. По идеологии нацистов, их расовой теории о неполноценности евреев, как «низшей расы недочеловеков», все евреи оккупированных гитлеровской Германией стран  были обречены на тотальное истребление. В этой бойне уцелели единицы, в Латвии – несколько сотен из 80 000.
Книга эта написана по воспоминаниям одной из двух женщин, чудом уцелевших при расстреле рижских евреев в Румбульском лесу.
  В ходе двух массовых  акций в в конце ноября – начале декабря 1941 г. было уничтожено почти всё Рижское гетто, около 30 000 человек. Шансы выжить были ничтожны. Но Фрида Михельсон выжила и очень многое запомнила. Забыть это невозможно, даже если и пытаешься. А после войны в 60-е годы она писала на своем родном языке идиш воспоминания-записки, из которых Давид Зильберман литературно обработал и составил на русском языке рукопись настоящей книги. Ее он  тайно привёз с собой в Израиль в 1971 году. Эта машинописная рукопись в свое время была размножена и циркулировала среди еврейских кругов по многим городам Советского Союза как «самиздатовская» литература. Об издании её в антисемитском СССР не могло быть и речи.
       Предлагаемое вам издание — уже третье. Однако, эта книга российскому читателю оставалась неизвестной. Скромное по тиражу предыдущее издание практически не распространялось за пределы Латвии.
    Но проблемы памяти о жертвах нацизма, недопустимости «реабилитации» преступников, их оправдания, борьбы с современным антисемитизмом остаются в высшей степени актуальными не только для Латвии и России.
    14-15 марта 2010 г. в Риге состоялась Международная конференция «Итоги Второй Мировой войны: жертвы, праведники, освободители и палачи», Тамб ыли историки, писатели, кинодокументалисты и общественные деятели из Латвии,  Израиля, США, Германии, Австрии, Великобритании, России, и в частности те, кто готовил  это издание.
    А 16 марта 2010 г., рядом, на соседних улицах проходили мероприятия в память о «героях» латышского легиона «Ваффен СС». Вопреки протестам антифашистских организаций и решению городских властей. В год 65-летия открытия Нюренбергского процесса, определившего отношение к нацистским организациям.
    Осквернение еврейских кладбищ, и могил жертв Холокоста, марши – «ветеранов» местных формирований, воевавших (особенно с евреями) на стороне нацистской Германии– всё это происходит сегодня, но так угрожающе напоминает события 70-летней давности.
    Данное издание подготовлено при поддержке Давида Зильбермана,  многолетнего «отказника»-диссидента, избежавшего гибели в 1941г., но в полной мере познавшего советский государственный антисемитизм, который ещё в 60-х годах начал борьбу за сохранение памяти о Холокосте в Латвии, в сотрудничестве с  Российским Центром «Холокост».

     Кирилл Феферман и Леонид Терушкин,     Москва, январь 2011 г.

Справка. Давид Зильберман родился в г. Прейли  (Латвия). Его семья  успела покинуть город до прихода германских войск в   1941 г. В 1960-е годы, живя в Риге  являлся активным борцом  за права евреев  СССР, подвергался   репрессиям со стороны советских властей. В 1971 г. выехал в Израиль. Сейчас проживает в Нью-Иорке (США).
   За 50 лет Давид Зильберман  собрал и опубликовал обширный документальный материал о Холокосте, основанных на воспоминаниях и  свидетельствах очевидцев.  Его книги  изданы в Латвии, США, Израиле.
 В 2004 г. на личные средства Д. Зильбермана был открыт Мемориал жертвам Холокоста в Прейли.
Кстати, издание Р. Рашке «Побег из Собибора» было осуществлено на средства Д. Зильбермана