Вторая школа молодых ученых по теме антисемитизма, Холокоста и геноцидов

15–17 ноября в Москве и Подмосковье проходила Вторая международная школа молодых ученых «Изучение преодоления социокультурных угроз в исторической динамике». Она была организована Международным научно-образовательным центром истории Холокоста и геноцидов и Научно-образовательным центром когнитивных программ и технологий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) при поддержке Научно-просветительного Центра «Холокост», Российского еврейского конгресса и Информационного центра ООН в Москве. Школа прошла в рамках проекта №17-78-30029 «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», реализуемого на базе РГГУ и финансируемого Российским научным фондом. Школа носила отборочный характер: по итогам пятеро участников представят свои работы в штаб-квартире ЮНЕСКО и Сорбонне в Париже летом следующего года. Лучшие работы будут опубликованы в следующем, 16-м выпуске сборника «Мы не можем молчать… Школьники и студенты о Холокосте».
Участниками школы стали 20 студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых из Армении и 12 регионов России. В качестве экспертов были приглашены 10 ведущих специалистов в области изучения и преподавания социокультурных угроз, истории Холокоста и геноцидов из университетов Москвы, Архангельска, Магнитогорска и Орла.
Открытие Школы состоялось в Зале заседаний Ученого Совета РГГУ, с приветствиями выступили ректор РГГУ Александр Безбородов, заместитель директора Информационного центра ООН в Москве Владимир Павинский, а также проректор по международному сотрудничеству РГГУ и руководитель проекта Вера Заботкина.
Работа школы строилась из трех блоков: мастер-классы, выступления участников на секционных заседаниях, а также заключительная рефлексия и анкетирование.
Первый мастер-класс провели В.И. Заботкина, д-р филол. наук, проф., руководитель Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий РГГУ (г. Москва) и В.И. Тюпа, д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ (г. Москва), выступив с темой «Социокультурные угрозы: концептуальные основы изучения». Этот мастер-класс погрузил участников в общую методологию изучения социокультурных угроз, а также ознакомил с содержанием проекта, в рамках которого проходила школа. Далее выступил В.А. Надеин-Раевский, канд. филос. наук, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН (г. Москва) с лекцией об истории геноцида армян, а также проблем его признания и отрицания на современном этапе. Многие участники школы отметили, что лекция помогла впервые обратить их внимание на эту тему и проблематику геноцидологии в целом – только начинающей развиваться в нашей стране. Мастер-класс И.В. Быстровой, д-ра ист. наук, проф. кафедры истории новейшего времени РГГУ, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН (г. Москва) был посвящен деятельности Уинстона Черчилля по противодействию преступлениям нацизма. На основе документов личного архива Черчилля, которые хранятся в Кембриджском университете, было освещено его истинное отношение к Холокосту, включающее мучительный процесс поиска решения, которое бы могло помочь положить конец бесчеловечной политике нацистов в отношении евреев. Заключительный мастер-класс первого дня работы школы был проведен А.А. Котовым, канд. филол. наук, ст. научн. сотрудником Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий РГГУ (г. Москва), который постарался на конкретных примерах ознакомить участников с механизмами функционирования «Машины Оруэлла» и методами создания воздействующих текстов. В ходе мастер-класса разразилась дискуссия о том, насколько могут быть применимы подобные методики в дебатах с отрицателями Холокоста.
Следующий блок мастер-классов проходил на выездной части школы в Подмосковье. Размышления о проблемах истории, историографии и мемориализации Холокоста нашли отражение в мастер-классе И.А. Альтмана, канд. ист. наук, проф. РГГУ, сопредседателя НПЦ «Холокост», выступившего с лекцией об Олимпийских играх 1936 г. в Германии, в которой он отразил судьбы еврейских спортсменов, возможности альтернатив этим играм, а также их последствия. Логичным продолжением выступления самого известного историка Холокоста в России стал разговор о формировании устойчивого исследовательского интереса к изучению этой темы, который организовал А.Е. Фельдт, канд. ист. наук, доц. кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск) совместно с Марией Гилевой, аналитиком Международного научно-образовательного центра истории Холокоста и геноцидов РГГУ Участникам было предложено порассуждать, из чего может складываться мотивация к научному осмыслению Холокоста, а также попытаться в ходе работы в группах сформулировать историографические подходы к пониманию этой темы на основе нескольких десятков наименований известных монографий отечественных и зарубежных исследователей. Мастер-класс Д.В. Аронова, д-ра ист. наук, проф., зав. кафедрой теории и истории государства и права Государственного университета – учебно-научно-производственного комплекса (г. Орел) был посвящен запрету отрицания Холокоста в международном праве и национальном законодательстве. М.Н. Потемкина, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова прочла лекцию о восприятии “эвакуированного еврея” в годы Великой Отечественной войны и “трудового мигранта” в современной России, а также провела опрос по теме выступления среди участников школы. С.А. Тиханкина, канд. филос. наук, руководитель образовательных программ НПЦ «Холокост» обсудила с участниками влияние текстов учебной литературы и СМИ на формирование исторических мифов в социокультурной среде. Молодые ученые поработали с выдержками из современных учебников по истории России, выявили недостоверную информацию об истории Холокоста и обсудили возможности формирования на ее основе мифов.
Выступления участников проходили в 4-х секционных заседаниях: «Холокост: проблемы источниковедения и историографии»; «Проблемы сохранения памяти о Холокосте и геноцидах»; «Проблемы признания и отрицания Холокоста и геноцидов»; «Искусство как инструмент пропаганды и сохранения памяти о Холокосте и геноцидах». Каждый выступающий получил комментарии от модераторов и экспертов с рекомендациями по улучшению работы и предложениями для дальнейшего направления исследования.
Подведение итогов школы состоялось в уютной атмосфере за круглым столом, где каждый получил возможность высказать свои впечатления и пожелания организаторам.

Ссылки в СМИ
Сайт РГГУ 

Сайт САФУ им. М.В. Ломоносова
Сайт СГЮА
Сайт ЮФУ

 

На фото:
1. Участники и эксперты школы
2. Зал заседаний Ученого совета РГГУ. Мастер-класс И.В. Быстровой
3. Секционное заседание. Выступает Ксения Волкова