В Мемориальной синагоге на Поклонной горе открылась организованная Фондом и Центром «Холокост» XI ежегодная Международная конференция школьников «Холокост: память и предупреждение».

В Мемориальной синагоге на Поклонной горе открылась организованная Фондом и Центром Холокост при поддержке фонда «Династия», РЕК и ЕАЕК, а также на средства президентского гранта XI ежегодная Международная конференция школьников «Холокост: память и предупреждение».С приветственным словом к участникам конференции обратился бывший узник гетто в Транснистрии и партизан Семен Додик. Он рассказал, что многие годы искал организацию, занимающуюся сбором сведений и распространением знаний о Холокосте.»15 лет назад я узнал о Центре «Холокост» и с тех пор я рассказываю о Холокосте. Я рад, что вы, молодые люди, интересуетесь этой темой, и надеюсь, что вы сделаете все возможное, чтобы ужасы Холокоста не повторились» — отметил он.Открывая конференцию, сопредседатель НПЦ Илья Альтман отметил, что подобная конференция впервые проходит в Москве (предыдущие десять проходили в Бресте в конце июня, начиная с 2000 г.).Он рассказал, что работы 13 докладчиков были отобраны из более чем 1100 работ участников конкурса, и выразило надежду, что те из присутствующих, для кого эта конференция первая, в будущем пополнят ряды докладчиков.Выступивший первым ученик 11 класса школы № 355 Александр Алексеев посвятил свой доклад малоизвестной странице Холокоста – ситуации с евреями Северной Африки на территориях, подконтрольных фашистской Италии и режиму Виши.Докладчик, в частности, отметил интересную особенность – если фашистская Италия, сохраняя дискриминационные антиеврейские законы, все же не отправляла своих евреев в концлагеря, то режим Виши безо всякой просьбы нацистов сам согнал в лагеря евреев Алжира. При этом эти лагеря функционировали даже после освобождения Африки союзниками.Мария Контанистова, ученица 11 класса московской Лиги школ, посвятила свой доклад проблеме «свой» -«чужой» для узников лагеря смерти Собибор, совершивших в 1943 г. удачный побег.Она подчеркнула, что для многих из них единство закончилось сразу же по достижении общей цели. Впрочем, в дальнейшем те из них, кто пережил войну, обнаружили, что связаны с оставшимися в живых узниками теснее, чем с остальными людьми.Доклад ученика 10 класса той же Лиги школ Руслана Фархутдинова был посвящен разнице в восприятии процесса над Адольфом Эйхманом, руководившим «еврейским отделом» в РСХА, между властями Израиля и философом Ханной Арендт.Он показал, что для властей Израиля процесс стал возможностью поведать миру о Холокосте, и именно потому на процессе заметное время занял рассказ о действиях, к которым Эйхман абсолютно не был причастен.Для Х. Арендт «дело Эйхмана», по мнению докладчика, было показателем «банальности зла» – возможности абсолютно серого и банального человека, говорившего на чудовищном канцелярском языке, стать массовым убийцей.При этом А. Эйхман стремился «убежать от ответственности» работая с бумагами и стремясь по минимуму соприкасаться с реальными «результатами» своей деятельности.Десятиклассница из петербургского лицея № 190 Анна Корнеева рассказала присутствующим о технологии написания рассказов о Холокосте (на настоящий момент Анна – автор двух рассказов).В дальнейшем на конференции планируется также осветить вопросы памяти о Холокосте, влиянии СМИ на формирование антисемитских взглядов в зоне оккупации, «еврейского вопроса» на Нюрнбергском процессе.Семен Чарныйhttp://aen.ru/?page=articleoftheday&article_id=2577 Отзыв участницы конференции, ученицы 10 класса Александры Васильевой (Псков)Отзыв участницы конференции Рахели Иоффе (Волгоград)Отзыв участницы конференции Степановой Татьяны, ученицы 9 класса МОУ «Выборская средняя общеобразовательная школа», Новоржевский район, Псковская областьОтзыв участника конференции Артура Конькова, ученика 10 класса МОУ Средняя общеобразовательная школа № 18,  Тамбовская область, г. Мичуринск.Отзыв участника конференции Александра Алексеева ,11 кл., г. Москва, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 355» Отзыв участницы конференции Анны Корнеевой, 10 кл., Санкт-Петербург, МОУ «Лицей № 190»