Жизнь девочки в окошке чердака

Премьера оперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк», которая состоится в концертном зале Мариинского театра в День памяти жертв холокоста, — событие знаковое. Произведение отечественного композитора больше известно за рубежом, чем на родине. Фрид написал оперу еще в 1969-м, но лишь в 1972 году ее представили в Доме композиторов в Москве. И опять забыли на долгие годы…

Дневник еврейской девочки из Нидерландов, чья семья несколько лет скрывалась на чердаке, — пронзительное свидетельство против нацистского злодейства. Автору дневника было 13 лет, она строила планы на жизнь и находила поводы для радости среди всеобщего кошмара. Анна Франк погибла в концлагере. Дневник уцелел чудом. Обнародовал его после войны Отто Франк, отец, — единственный из всей семьи, кто выжил.

Идея постановки принадлежит худруку Академии молодых оперных певцов Ларисе Гергиевой, а воплотил ее на сцене режиссер Мстислав Пентковский. Партию Анны Франк исполняет сопрано Наталья Павлова.Несмотря на то, что моноопера идет на сцене концертного зала, она поставлена как настоящий спектакль. Минималистские декорации, экран, на котором воспроизводится сначала довоенная карта Европы, потом — Нидерланды, Амстердам. Пока масштаб не сузится до размера чердачного окна. Отсюда будет наблюдать за жизнью Анна Франк. Первая ее запись — 12 июня 1942 года, в день рождения: отец подарил ей эту книжицу.

По словам Натальи Павловой, труднее всего было соединить в вокале мировосприятие ребенка, пусть и начитанного, остроумного, — с выпавшим на долю девочки нечеловеческим опытом жизни. Для 21 музыкального номера, из которых состоит опера Фрида, одного красивого голосоведения мало. «В произведении масса штрихов, подсказок, примечаний, как следует петь ту или иную ноту, — говорит вокалистка. — Я безмерно благодарна Ларисе Абисаловне, которая помогала мне выбрать точную интонацию для каждого эпизода».

Еще одна трудность произведения — контрастность частей. От молодой артистки требуется большое мастерство, чтобы переходы от мажорных сцен к минорным были психологически обусловлены и понятны зрителю.Режиссер вопреки партитуре ввел в спектакль еще одно действующее лицо — отца Анны Отто Франка (его исполняет артист миманса): «Этот персонаж был нужен, потому что именно Отто стал инициатором того, чтобы семья осталась на чердаке, что в конце концов ее и погубило». В спектакле звучат слова Отто, сказанные им спустя 30 лет после войны: «У меня были хорошие отношения с дочкой, но душу ее я не знал. Родители никогда до конца не знают своих детей».

Источник