«Заметки по еврейской истории»: тема Холокоста — одна из ведущих…

   Вышел в свет очередной, майский(№5(96) за 2008 год) номер сетевого журнала «Заметки по еврейской истории»(редактор — Евгений Беркович). Тема Холокоста и героизма европейского еврейства занимает в нем одно из наиболее значимых мест.  Даже простой перечень статей уже говорит о многом:  Илья Куксин. Катастрофа в Литве.   Среди тех кто спасал евреев в эти страшные годы мы найдем рабочих и крестьян врачей и педагогов, ученых и священников. Как пишет И.Левинсон, в архиве Еврейского музея Литвы имеются 143 свидетельства о том, что литовские священники – литовцы, поляки, белорусы и русские по происхождению просили своих прихожан спасать евреев. Красноречивы фрагменты из воспоминаний ряда свидетелей Катастрофы.    Светлана Гебелева(дочь М. Гебелева). Лицом к Справедливости.   Что восхищает в Михаиле Гебелеве? Во-первых, то, что он работал и действовал в сложнейших условиях, в условиях гетто. Во-вторых, это был исключительно смелый, дальновидный человек, который боролся не только за свою свободу, не только за свободу тех людей, которые были согнаны в гетто, которых унижали, уничтожали, он боролся за свободу Беларуси, своей страны.    Сираиси Масааки. Японский дипломат Сугихара Тиунэ, который спас 6000 евреев. Перевод с японского и предисловие Якова Зинберга. Продолжение (начало в предыдущем, 4(95) номере). Судзуки принял в одном из известных гостевых помещений МИДа, Павильоне Иикура, супругу Сугихара Тиунэ, а также и старшего сына покойного дипломата с супругой.  Судзуки принес им свои извинения за недостойное поведение МИДа и вместе с тем выразил восхищение тем, что Сугихара Тиунэ, нарушая при этом указания руководства МИДа, исходя из гуманных стремлений, выдал визы беженцам-евреям во время пребывания по работе в Каунасе. Геннадий Брук. Владимир Высоцкий и гетто. Подробно описывалось, как евреи безропотно шли в газовые камеры, как одни умирали с именем Всевышнего, сохраняя достоинство и утешая отчаявшихся, другие безвольно и обречённо, повинуясь инстинкту «как все». Уже в Израиле, те из них, кто остался в живых, испытывали что-то вроде чувства вины за перенесённые страдания, держались тихо и старались оставаться в тени. Вместе с выражением сочувствия, их упрекали в бездействии и покорности, не свойственной «гордым сабрам». Улица даже дала им кличку: «мыло»…   ZIP-архив номера можно найти по адресу: http://berkovich-zametki.com/Ziparchiv  Статьи, замечания и предложения принимаются по адресу: redaktor@berkovich-zametki.com