Лекция к годовщине Восстания в Варшавском гетто

Апрель отмечен двумя памятными датами. Одиннадцатого числа в России и в мире проходили мероприятия, приуроченные к Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей (учреждён в память о восстании в Бухенвальде 11 апреля 1945 года). А 19 апреля мир вспоминает о «бунте обречённых» – поднятом в 1943 году Восстании в Варшавском гетто. Годовщина начала Восстания фактически является вторым (после 27 января – годовщины освобождения Красной Армией лагеря Аушвиц) днём памяти жертв Холокоста. Правда, в Израиле Йом ха-Шоа (День Катастрофы) отмечается по еврейскому календарю и редко выпадает именно на 19 апреля. В 2019 году он будет отмечен 1-2 мая.

Тем не менее, в преддверии 19 апреля сотрудник Архивного отдела Центра «Холокост» Роман Жигун прочитал в Московском еврейском общинном центре (МЕОЦ) лекцию для студентов программы «Евростарс», посвящённую Восстанию в Варшавском гетто и отражению Холокоста в кинематографе Польши с 1944 по 1948 год.

Основное внимание было уделено кинокартине «Граничная улица» 1948 года режиссёра Александра Форда (имя при рождении – Моше Лифшиц). Кинематографист, известный ещё в довоенной Польше, участник обороны Варшавы в сентябре 1939 года, он после разгрома польской армии перебрался на советскую зону оккупации. В годы Великой Отечественной войны Александр Форд станет главой киностудии Войска Польского. В 1944 году он выпускает документальный фильм «Майданек – кладбище Европы», а в 1948 году – полнометражную художественную ленту о Варшавском гетто и восстании в нём – под названием «Граничная улица». Во время работы над фильмом Форд консультировался выжившей в гетто писательницей Рэйчел Ауэрбах. Подробный разбор этой ленты, проведённый Романом Жигуном, опубликован в выпуске № 14 научного сборника «Мы не можем молчать».

Во время лекции также была упомянута картина «Запрещённые песенки» Леонарда Бучковского (1946) – первый послевоенный польский художественный фильм, он содержит образно-символическое изображение Варшавского гетто. Также разбирались картины «Последний этап» (1947) и «Конец нашего света» (1964). Они созданы режиссёром Вандой Якубовской, лично прошедшей через Аушвиц и после войны привлекавшей многих бывших узников для экранной «реконструкции» лагерных реалий.