Международная школа по изучению антисемитизма, отрицания Холокоста и геноцидов

В Москве и Подмосковье 23 – 26 октября проходила международная Школа молодого ученого «Преодоление социокультурных угроз в исторической динамике: опыт изучения антисемитизма, Холокоста и геноцидов». Она была организована Международным научно-образовательным центром истории Холокоста и геноцидов Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) при поддержке Научно-просветительного Центра «Холокост» и Российского еврейского конгресса (РЕК). Школа стала частью проекта «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», выполняемого большим научным коллективом и финансируемого Российским научным фондом (РНФ).Участниками школы стали 24 молодых ученых (студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели)  из Германии и 15 регионов России (Москва, С.-Петербург, Архангельск, Великий Новгород, Владимир, Воронеж, Екатеринбург, Магнитогорск, Орел, Петрозаводск, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Томск, Ярославль).  В качестве экспертов были приглашены 11 ведущих специалистов в области изучения и преподавания истории антисемитизма, Холокоста и геноцидов из Армении, Великобритании и России.Открытие Школы состоялось в Зале заседаний Ученого Совета РГГУ.  С приветствиями выступили и.о. ректора РГГУ Александр Безбородов, президент РЕК Юрий Каннер, проректор по международному сотрудничеству РГГУ Вера Заботкина, а также исполнительный директор научно-исследовательского института «Шем Олам» (Израиль) Рабби Авраам Кригер, рассказавший о возможных стажировках аспирантов и магистрантов в Израиле летом будущего года.В первый же день состоялись три мастер-класса. Директор Федерального института развития образования», академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов блестяще выступил с докладом «Феномен «вечно Чужие»: мотивация Чужого и символический антисемитизм в драмах человеческой истории». Юрий Троицкий, к.и.н., профессор, доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания историко-филологического факультета РГГУ поделился с присутствующими опытом использования мультимедийных технологий в понимании истории. Борис Хавкин, д.и.н., профессор РГГУ, редактор журнала «Новая и новейшая история» прочел лекцию «Антисемитизм как сущностный фактор национал-социализма».В заключение первого дня участники Школы и приглашенные экспертами посетили юбилейный вечер НПЦ «Холокост», который состоялся в Центральном доме литераторов.Работа Школы продолжилась в подмосковном учебном центре «Голицыно». Она состояла из трех частей: выступления участников с докладами, проведение мастер-классов экспертами и работа в группах под руководством модераторов.Выступления участников проводились в 4-х секциях: «Предчувствие и переживание угрозы в официальных документах и прессе (на примере истории антисемитизма, Холокоста, геноцидов)», «Рефлексия Холокоста и геноцида в искусстве, прессе и источниках личного происхождения», «Опыт научного осмысления Холокоста и геноцидов XX в.», «Сохранение и актуализация памяти о Холокосте и геноцидах XX в.» Каждый выступающий получил комментарии от специалистов с рекомендациями по улучшению работы и предложениями для дальнейшего направления исследования.На выездной части Школы состоялись 8 мастер-классов. Борис Ковалев, д.и.н., профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук выступил в неповторимой харизматичной манере на тему «Создание «образа врага» в оккупационной прессе на территории РСФСР (1941-1944 гг.)» Интерактивное занятие на тему «Визуальный антисемитизм в Третьем рейхе: образы еврея в карикатурах еженедельника «Штюрмер»» провел Александр Ермаков, д.и.н., профессор, проректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Д-р Кристина Винклер, научный сотрудник Центра изучения Холокоста и геноцидов им. Стенли Бертена, университет Лестера (Великобритания) представила часть своего диссертационного исследования в лекции «Антисемитские стереотипы в нарративных интервью о войне и Холокосте в разных странах западной Европы и России». Своим опытом в мастер-классе «Преемственность советского опыта сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне в современном вузовском образовании» поделился Алексей Фельдт, к.и.н, доцент кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. Илья Альтман, к.и.н., профессор РГГУ, директор Международного научно-образовательного центра истории Холокоста и геноцидов РГГУ, сопредседатель НПЦ «Холокост» прочел лекцию «Холокост в кругу других геноцидов». Лекция Арменуи Гамбарян, к.и.н., ст. научного сотрудника Института истории Национальной академии наук Республики Армения была посвящена проблемам отрицания и преуменьшения геноцидов (на примере геноцида армян)». Ирина Лапина, к.и.н., доцент кафедры истории Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена представила участникам теоретические и практические аспекты этнических конфликтов в вузовских курсах истории и этноконфликтологии. Светлана Тиханкина, к.ф.н., руководитель образовательных программ Научно-просветительного Центра «Холокост» провела интерактивное занятие о преподавании темы Холокоста и антисемитизма в средней школе.В заключение работы Школы участники под руководством модераторов в 4-х группах выполняли задание, результаты которого войдут в эмпирическую часть проекта «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», финансируемого РНФ.По многочисленным отзывам участников, формат Школы позволил не только представить результаты своих исследований, но и получить бесценный опыт обсуждения своих докладов с ведущими российскими и зарубежными специалистами. В свою очередь, эксперты высоко оценили уровень молодых ученых и выразили надежду, что их исследования в области изучения и преподавания истории антисемитизма, Холокоста и геноцидов будут продолжены.Фото 1: коллективная фотография участников и экспертовФото 2: секционное заседаниеФото 3: участники и эксперты ШколыФото 4: подведение итогов Школы. Выступает член Оргкомитета Мария ГилеваФото Романа ЖигунаСсылки:Портал STMEGIТамбовский Государственный УниверситетНовгородский Государственный УниверситетСайт МаГТУ Владимирский Государственный УниверситетВоронежский институт высокий технологий Северо-Кавказский федеральный университетЖурнал МИД РФ «Культурная дипломатия»Региональный центр устной истории г. ВоронежаСайт «Принудительный труд»