Новая книга «Холокост: 70 лет спустя»

В серии «Российская библиотека Холокоста» изданы материалы  Международного Форума и 9-й Международной конференции «Уроки Холокоста и современная Россия».В сборнике, который посвящен памяти первого президента Центра «Холокост» М.Я. Гефтера ( 1918-1995), представлены статьи   общественных и государственных деятелей, ученых , педагогов, сотрудников музеев и библиотек  из  Армении, Беларуси, Венгрии, Великобритании, Германии, Греции, Израиля, Испании, Казахстана, Латвии, Молдовы, России, США, Турции и Украины. Его  открывают приветствия  участникам конференции  руководителя  Администрации президента РФ С. Б. Иванова,  директора ИВИ РАН, академика А.О. Чубарьяна,  ректора РГГУ, член-корреспондента РАН, профессора  Е.И. Пивовара.    При реализации проекта использовались  средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондомПервый раздел книги посвящён проблемам сравнительного анализа Холокоста и геноцидов.  Центральный тезис статьи  известного исследователя геноцидов,  профессора Университета Ратгерса Стивена Броннера (США)  —  всем геноцидам и массовым репрессиям  предшествовала  и сопутствовала идеология фанатизма.  Публикуемые статьи отражают полемику в ходе конференции относительно  применимости термина «геноцид» к событиям Первой мировой войны.  Директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, старший научный сотрудник  Института мировой экономики и международных  отношений Российской Академии Наук Виктор Анатольевич  Надеин — Ростовский  (Россия) осветил  предпосылки, ход , политические и социально –экономические  последствия армянского геноцида, особо выделив его идеологическое обоснование. В свою очередь, профессор Университета им. Абанта Иззета Байсал д-р Камер Касим  (Турция) рассматривает «армянский вопрос» накануне и в ходе Первой мировой войны как реакцию  правительства Оттоманской империи  на национально-освободительное движение, активность армянских революционеров, совершенные ими терракты и коллаборационизм «в пользу иностранных держава».  Сопоставляя положение армян в 1915г.   с судьбами евреев в  нацистской Германии, а также анализируя Конвенцию ООН о геноциде,  автор оспаривает правомочность применения этого  термина к трагедии армянского населения, приводя в качестве аргумента оправдательный приговор британского суда в 1919 г. По его мнению, вместо привлечения недостоверных источников и пропагандистских материалов, необходима  «объективная память», когда позиции обеих сторон будут восприниматься с уважением.  Сотрудник Института истории Национальной Академии Наук Арменуи Гамбарян (Армения) всесторонне рассмотрела аргументы турецких политиков и историков, выделив различные этапы,  подходы  и динамику в  историографии  преуменьшения масштабов  и отрицания геноцида армян. Директор Греческого культурного центра в Москве Теодора Янници (Греция) представляет  на основе греческой историографии недостаточно пока  известную   историю преследования и уничтожения  понтийских греков до, во время и после Первой мировой войны. Этот геноцид рассмотрен в контексте судеб других христианских национальных меньшинств региона; поднимается вопрос о его международном признании.  Стажер-исследователь в Фонде исторических видеосвидетельств Университета Южной Калифорнии  (США)  Кирилл Феферман (Израиль) ставит интересную проблему сопоставления позиций ведущих держав мира по отношению к геноциду и Холокосту в годы мировых войн, анализируя различные факторы возможного влияния на политику Турции и Германии в отношении, соответственно, христианского населения и евреев. Сопредседатель Центр «Холокост» Илья Александрович Альтман (Россия) сделал попытку определить  место Холокоста в кругу других геноцидов на основе анализа их  мемориализации, уделив особое место вкладу М.Я. Гефтера в данную проблему.  Эту тему развивают две следующие  статьи.  Преподаватель школы «Ор-Авнер» Сергея Алексеевича Шпагина (Россия) выделил  принципиальные отличия истории и уроков Холокоста от иных геноцидов и трагедий ХХ века на основе их терминологического анализа.   Выпускница Северного Арктического университета  Мария Витальевна   Гилёва  (Россия) проследила становление термина «Холокост» в американской периодике и историографии в ходе и непосредственно после окончания Второй мировой войны, показала  влияние  этого процесса на мемориализацию в США других геноцидов.Раздел «Историография и источники  Холокоста» открывается статьей  профессора Будапештского университета Тамаша Крауша (Венгрия). Он проанализировал комплексы следственных документов, приказов и пропагандистских материалов о преступлениях венгерских оккупационных войск на территории СССР, акцентируя внимание на недостаточное  отражение в современной венгерской историографии их участия Холокосте и преступлениях против остального мирного населения в 1941-1944гг. Реакцию караимских общин России и Израиля на публикации по истории Холокоста анализирует один из ведущих специалистов по истории караимов  Михаил Кизилов (Россия). Директор Центра по изучению  Холокоста Института современной истории Франк Байор (Германия)  рассмотрел отражение Холокоста и войны на Востоке в дневнике «крёстного отца» национал-социализма  Альфреда Розенберга (они готовятся к печати к США и других странах). Поведение на Нюрнбергском процессе другого идеолога нацизма, ярого антисемита  Юлиуса Штрейхера проанализировал на  основе советских свидетельств проректор  Ярославского государственного педагогического университета им. Ушинского Александр Михайлович Ермаков  (Россия). В статье  Кристины Винклер (Великобритания/Германия)  проводится сопоставление отражения  Холокоста в Ростове-на-Дону  в немецких и советских документах, указаны разночтения в числе жертв и показана связь между статистикой жертв и мемориализацией Холокоста в этом городе.В Третьем разделе сборника рассматриваются проблемы мемориализации Холокоста. Директор Центра изучения советских евреев в годы Холокоста при Международном исследовательском институте Мемориального комплекса «Яд Вашем»  Аркадий Зельцер (Израиль) рассматривает теоретические аспекты и особенности трансформации памяти советских евреев о Холокосте на примере установки памятников и проведения мемориальных церемоний в местах расстрелов.Украине.  Ведущий сотрудник Института современной истории  Юрген Царуски (Германия) рассматривает особенности мемориализации  памяти о жертвах Холокоста и других национал-социализма на примере Музея бывшего  концлагеря Дахау, выделяя общее и отличие в культуре памяти о них в Германии. Наталия Валерьевна Анисина, главный хранитель фондов музея Холокоста Мемориальной синагоги на Поклонной горе ( Россия) показывает место  и роль этого Музея в  сохранении в России  памяти о Холокосте.Профессор Новгородского госуниверситета,  ведущий сотрудник С.-Петербурского Института истории РАН Борис Николаевич Ковалёв  (Россия) анализирует проблемы  установки  памятников  жертвам Холокоста на территории  России на примере Новгородчины.Несколько статей этого раздела  посвящены  роли кино  и музыки в сохранении памяти о Холокосте в годы войны и на современном этапе.  Татьяна Борисовна Маныкина (Россия-Германия) рассматривает историю  и цели создания нацистского пропагандистского фильма о гетто в Терезине на примере биографии режиссера фильма Курта Геррона.Известный историк советского документального кино, доцент  Лондонского университета Джереми Хикс (Великобритания) показывает отличие в задачах и интерпретации союзниками в борьбе с нацизмом  съемок жертв Холокоста непосредственно в ходе событий. Показано новаторство советских фронтовых кинооператоров,  впервые зафиксировавших жертв Холокоста и  влияние  документальных фильмов о преступлениях нацистов в СССР на  начало сьемок фильмов о лагерях, освобожденных союзниками.  Автор обращает особое внимание на «советизацию» еврейских жертв, отмечая одновременно   влияние этих фильмов на советскую и постсоветскую память о Холокосте. Эту же проблему, но в современном российском кино, анализирует профессор Массачусетского университета  Ольга Гершензон (США). Она  ставит острые вопросы  о разных аспектах «амнезии памяти»  о Холокосте  в России и постсоветских государствах на примере недавних фильмов М. Шакирова «Холокост – клей для обоев?» и К. Фама «Туфельки».  По  ее мнению, авторы  намеренно показывают трагедию евреев никак не связанной с Россией, что свидетельствует: в нашей стране Холокост до сих пор не  осознается   как событие «и местного и мирового масштаба, имеющее отношение ко всем членам общества».  Завершает раздел статья доцента Гродненского государственного университета Инессы Федоровны Двужильной (Беларусь), которая  предлагает методологическкое решение  анализа мемориализации  Холокоста в музыке.Завершает раздел блок работ о роли  памяти о Праведниках Народов Мира в контексте мемориализации Холокоста. О значении этой темы и перспективах ее разработки в  коллективной памяти Германии  размышляет сотрудник Центра по изучению Холокоста в  Университете  Вермонта Сюзанна Шрафштеттер (США). Редактор журнала «Новая и новейшая история»  Борис  Львович Хавкин  (Россия)  на основе современной  историографии рассматривает  историю  спасения немецкими женами своих мужей-евреев в контексте исторической памяти о Холокосте в Германии. Сотрудник Псковского Центра развития образования Татьяна Борисовна Пасман (Россия) анализирует информационные возможности видеосвидетельств Фонда «Шоа», основанного Стивеном Спилбергом, которые  могут быть эффективно привлечены   для  поисковой и исследовательской работе  по сохранению памяти о спасителях евреев в годы Холокоста.            Проблемам преподавания  истории   Холокоста и геноцидов  посвящен один из самых обширных разделов книги. Педагоги из России, Германии, Израиля, Испании, Латвии и США делятся своими размышлениями и опытом работы. Статья  директора образовательных программ Центра по изучению геноцидов и прав человека Университета Ратгерса Нелы Наварро  (США) о «педагогике преступления» носит концептуальный характер,  затрагивает не только острые вопросы  соперничество образовательных пространств при преподавании тем Холокоста и других геноцидов, но и указывает  пути решения  проблемы борьбы с формализацией образования. Профессор Католического университета прикладных наук Анетт Эберле  (Германия) отвечает на вопрос: «Что значит образование после Аушвица сегодня?», показывая  изменение концепций и перспективы в образовательных институтах и мемориальная педагогика своей страны.  Доцент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Ольга Владимировна Горских (Россия) представила методические аспекты преподавания тем Холокоста и геноцидов, основываясь на российском опыте. Статья профессора Тамбовского госуниверситета  Павла Петровича  Щербинина (Россия) о беспрецедентности и универсальности Холокоста в контексте развития современных образовательных технологий  показывает перспективы включения темы в региональные образовательные проекты.Руководитель русскоязычных программ Международной школы «Яд Вашем» Ноа Сигал(Израиль) показала влияние исследований о Холокост на территории СССР на содержание преподавание темы Холокоста  при подготовке педагогов постсоветских государств с конца 90-х гг. Представляет интерес анализ сотрудничества выпускников курсов с преподавателями Школы при подготовке новых учебных пособий. Игорь Котлер, президент и исполнительный директор Музея прав человека, свободы и толерантности, старший научный сотрудник Центра по изучению геноцида, регулирования конфликтов и прав человека  в университете Ратгерса (США) представляет педагогические практики  изучение и преподавания истории Холокоста на примере  штата Нью-Джерси, подчеркивая решающую роль законодательства в организации этой деятельности.Марта Симо  из Университета Барселоны  и кинодокументалист  Хорди Альгэ (Испания) показали этапы внедрения и современное состояние преподавания темы Холокоста в системе образования Каталонии.  Завершает раздел статья сотрудника общества «Шамир» Григория Смирина (Латвия) об  эволюция отражения Холокоста в школьных учебниках Латвии в постсоветский период, сравнившего их с учебниками, изданными в советский период. В заключительном  разделе сборника  рассматриваются различные аспекты  уроков Холокоста, геноцидов и террора против детей. Президент Фонда «Холокост»  Алла Ефремовна Гербер (Россия) дает анализ влияния Холокоста, прежде всего пропаганды ненависти в годы войны и участия в нем коллаборационистов, на историческую  память жителей России в контексте роста экстремизма и нетерпимости.  Президент Еврейского Форума Украины Аркадий Ильич Монастырский осветил современное состояние и перспективы увековечивание памяти жертв Холокоста  в Украине. Даниэль Алтарас, член Правления и комитета по международным делам Еврейской общины Турции пишет о  памяти о Холокосте в своей стане в контексте  судеб евреев Турции, позиции властей в оказании помощи еврейским беженцам из других стран. Сотрудник Музея г. Усть-Каменогорска Татьяна Евгеньевна Свахина (Казахстан) анализирует информационный потенциал фондов музея по теме Холокоста, как основу для проведения работы по сохранению памяти об этой трагедии. Представляют интерес реликвии музея, в частности, отправленное в Казахстан весной 1941г. письмо из Варшавского гетто.Заведующая отделом Городской библиотеки Таганрога Оксана Геннадьевна Сербина (Россия) показывает роль   публичных библиотек для организации  осмысления молодежью истории Холокоста.Анета Николаевна Гадиева (Россия) размышляет о формах  противодействия терроризму  через память о Бесланской трагедии, обосновывая  идею создания Музея, который бы, используя опыт мемориализации Холокоста, начал сбор видеосвидетельств и артифактов о трагедии Беслана.В ходе конференции были обсуждены и одобрены Методические рекомендации по преподаванию темы Холокоста в школах и вузах России, направленные   в Министерство образования  и науки Российской Федерации. Они публикуются в приложении.Тексты докладов, специально доработанные авторами для настоящего сборника, публикуются на русском или английском языке в зависимости от того, как они были заслушаны на конференции. Оглавление, сведения об авторах,  как и настоящий текст,  публикуются на русском и английском языках.В приложении опубликованы  Методические рекомендации «О необходимости преподавания и освещения темы Холокоста в образовательных учреждениях Российской Федерации».

Сборник