Первый в истории художественный фильм о Холокосте был советским

В «Петербургском историческом журнале» Санкт-Петербургского института истории РАН (№ 4 (24), 2019) опубликована статья научного сотрудника Центра «Холокост» Романа Жигуна под названием «Фильм „Карьера Рудди“ Владимира Немоляева (1934/1938) — первое упоминание о Холокосте на киноэкране». Ознакомиться с публикацией можно на сайте «Киберленинки».

Кадр из фильма. Российский государственный архив литературы и искусства

На момент написания статьи фильм «Карьера Рудди» был недоступен для широкой аудитории, единственным способом увидеть картину было личное посещение Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации (Госфильмофонд). Лишь в конце 2019 года позднюю версию данной киноленты впервые показал телеканал «Культура». Ранее, в июне 2018 года, об этом и других советских фильмах о Холокосте Роман Жигун рассказывал на радиостанции «Вести FM», впоследствии «Карьере Рудди» были посвящены доклады Романа Жигуна в Институте всеобщей истории РАН и на круглом столе в Европейской академии имени Януша Корчака в Мюнхене.

Напомним, что под Холокостом в современной науке понимается вся совокупность политики нацистов, их союзников и пособников по отношению к евреям с момента назначения Адольфа Гитлера рейхсканцлером Германии (январь 1933 года) до окончания Второй мировой войны в Европе (май 1945 года). По этой причине кинолента 1934 года выпуска вполне вписывается в историографию Холокоста. Не считая «провидческого» австрийского фильма «Город без евреев» 1924 года, «Карьера Рудди» — первая в своём роде.

Аннотация к опубликованной статье:

Статья посвящена малоизвестному художественному фильму «Карьера Рудди» режиссёра Владимира Немоляева, снятому по сценарию Александра Головни (альтернативное название — «Золотая медаль»), — одному из самых ранних представителей советского антифашистского кино, а также, вероятно, первой в истории мирового кинематографа игровой ленте, поднимающей тему антисемитской политики германских национал-социалистов. Фильм существует в двух редакциях — 1934 и 1938 годов. Изначально картина немая, в новом варианте она была озвучена — персонажи заговорили, появились музыка и песни, звуковые эффекты. В обоих вариантах она на данный момент недоступна широкому зрителю, автор статьи ознакомился с её содержанием по копиям, хранящимся в Госфильмофонде России.

В литературе, в том числе посвященной еврейской проблематике в советском кино, в редких случаях упоминается лишь сам факт существования этого фильма. Для современного исследователя представляет интерес как сам сюжет «Карьеры Рудди», так и сравнение двух разных редакций кинокартины, а также её политическая направленность, её место в историографии Холокоста, в отдельных случаях — её художественные особенности.

В «Карьере Рудди» проявляются определенные идеологические установки, которые станут сквозными для последующих предвоенных советских кинокартин, рассказывающих о Холокосте. Осуждение антисемитизма сопряжено со стремлением «подружить» евреев и рабочее движение, изобразить солидарность между германскими евреями и пролетариями, которые вместе страдают и вместе противостоят нацистам. В то же время национал-социалисты наивным образом изображаются маргиналами — узурпирующими власть, но не имеющими поддержки германского народа, особенно пролетариата.