Первый день семинара: Беслан

26 сентября стартовал XVII ежегодный семинар для преподавателей еврейских школ СНГ и региональных представителей Центра «Холокост», организованный Научно-просветительным Центром «Холокост», Международным научно-образовательным центром истории Холокоста и геноцидов Российского государственного гуманитарного университета — при поддержке Российского еврейского конгресса, Евроазиатского еврейского конгресса и Еврейской общины Владикавказа. В нем принимают участие 30 педагогов, исследователей, работников музеев и представителей общественных организаций из 17 регионов России, из Беларуси и Молдовы.

Семинар начался с посещения самого известного города Республики Северная Осетия — Алания — Беслана. В этом году исполнилось 15 лет со дня одной из самых страшных трагедий в истории современной России — захвата террористами Школы № 1 в Беслане. В 2013 году Центр «Холокост» инициировал проведение первой Международной конференции «Дети — жертвы террора в новейшей истории: проблемы исторической памяти», который стал первым из двух проведенных в 2013–2014 гг. международных форумов, посвященных этой трагедии. Результатом работы форумов стало решение Министерства образования о проведении Всероссийского урока памяти 3 сентября. Было выпущено учебно-методическое пособие «Дети — жертвы Холокоста и террора: педагогический аспект».

В этом году мы снова приехали в Беслан, чтобы почтить память жертв чудовищного теракта и обсудить с местными педагогами и представителями власти накопившийся опыт по мемориализации этой трагедии, сравнить его с опытом мемориализации Холокоста, а также наметить дальнейшие шаги по сохранению в нашей стране памяти о детях — жертвах террора и Холокоста.

Визит в Беслан начался с посещения мемориального кладбища — Города ангелов, на котором похоронены 266 человек, погибших во время теракта в Беслане 1–3 сентября 2004 года. Экскурсию по этому месту для нас провели наши давние друзья и партнеры — руководители комитета «Матери Беслана» Анета Гадиева и Сусанна Дудиева. Анета Гадиева с двумя дочками находилась в школе, когда ее захватили террористы. В этом теракте Анета потеряла свою старшую дочь Алану. Сусанна Дудиева — мама Заура Дудиева, погибшего во время теракта, и Залины Дудиевой, получившей ранение. Сегодня Анета и Сусанна являются хранителями памяти не только о своих погибших детях, но и проводят большую работу по проведению мемориальных акций, поддержке жертв теракта и их родственников, распространению информации о случившейся 15 лет назад трагедии.

Участники семинара с Анетой Гадиевой

Невозможно себе представить, как можно быть экскурсоводом по кладбищу, где похоронен твой ребенок, однако Анета, Сусанна и другие представители комитета самоотверженно ведут участников семинара вдоль мемориальных плит, рассказывая о судьбе и жизни каждого похороненного здесь ангела, а также тех, кто пытался их спасти — родителях, педагогах Школы № 1, бойцах спецназа, погибших при штурме школы.

Первое, что бросается в глаза, — это то, с какой любовью оформлены могильные плиты. На них фотографии, на которых, вопреки всему, погибшие выглядят очень живыми — улыбающимися, с искрящимися глазами… На некоторых плитах выбиты поэтические строки, есть ощущение, что они написаны близкими жертв текракта. Мы все обратили внимание на даты рождения погибших детей — часть участников семинара отождествляли их с собой, видя собственный или близкий к нему год рождения, часть — со своими детьми. Для меня было шоком осознать, что большая часть погибших детей — это родившиеся в период между мной (1992) и моей младшей сестрой (1999).

Участники семинара у памятника «Древо скорби»

Мы миновали ряды могил под тихие рассказы Анеты и Сусанны и подошли к памятнику погибшим спецназовцам. Известно, что во время штурма здания школы погибли 10 сотрудников ЦСН ФСБ — это самые большие потери в ходе одной операции за всю историю российского спецназа. Здесь, глядя на цветы и мягкие игрушки, возложенные к памятнику, на выбитые слова «…Вы навсегда в самом сердце Беслана — парни, закрывшие сердцем детей», мы начинаем разговор о том, что не бывает трагедии одного народа, любой геноцид, как и любой террор — всегда касаются каждого. Как доказательство этому — на этом кладбище вместе похоронены и мусульмане, и христиане.

Мы продолжаем разговор, двигаясь к главному памятнику «Города ангелов» — «Древу скорби», символизирующему матерей, отпускающих в небо своих маленьких ангелов…

В спортзале Школы №1

Затем мы едем к месту, где случились страшные события — Школе № 1 Беслана. На этом месте сегодня мемориал. Сохранившиеся стены спортзала, где содержалась основная часть заложников, и сегодня будто таят в себе отголоски произошедших внутри страшных событий. Мы заходим внутрь, под бронзовый навес, который сейчас укрывает помещение, и дальше каждый падает в водоворот личных ассоциаций и воспоминаний. Первое, что замечаю я, и не могу отвести глаз — десятки, даже сотни бутылок и бутылочек с водой, стоящие вдоль стен по всему периметру спортзала… В голове вспыхивают кадры хроники, увиденные мной в прямом эфире новостей еще в сентябре 2004 года и позже — в десятках пересмотренных документальных фильмов. Двигаемся вдоль стен, которые по периметру обклеены фотографиями погибших. И вновь на нас смотрят бесхитростные детские лица, добрые глаза учителей и родителей. Кто-то запечатлен улыбающимся, кто-то — серьезным, и кажется, что их тревожный взгляд устремлен прямо на тебя…

Мы заканчиваем наш немой ход и собираемся вместе в углу зала. Анета и Сусанна погружают нас в историю, пуская в свои воспоминания…

В завершение этого разговора мы приходим к мысли о том, что опыт мемориализации одной трагедии, уже глубоко нами изученной, но еще не исчерпанной, — Холокоста — как никогда актуален для сохранения памяти о другой, произошедшей 15 лет назад здесь, в Беслане. Ключевую функцию в этой миссии, безусловно, играет научная, образовательная и просветительская деятельность. С мыслями об этом мы покидаем Школу № 1, чтобы продолжить этот разговор в более деловом формате в стенах новой школы, педагоги и учащиеся которой стремятся не только работать с травматичными воспоминаниями прошлого, но и создавать позитивное настоящее и будущее.

Выступает Алан Аликов

Здесь начинается круглый стол «Сохранение памяти о детях — жертвах террора и Холокоста», который открывается приветственными словами сопредседателя Центра «Холокост» Ильи Альтмана, заместителя министра образования Республики Северная Осетия — Алания Алана Аликова, главы муниципального образования Сослана Фраева, научного сотрудника Северо-Осетинского отдела социальных исследований ИСПИ РАНН и сопредседателя комитета «Матери Беслана» Анеты Гадиевой.

Выступает Илья Альтман

Илья Альтман обобщил звучавшие в течение дня идеи и предложения в своем выступлении о культуре памяти о Холокосте в контексте мемориализации жертв террора, поделился с присутствующими педагогами историей того, как происходила «легитимация» темы Холокоста в России, что для этого предпринимал Центр «Холокост». Завершая свое выступление словами «Мы должны быть вместе, только тогда ни одна трагедия не будет забыта», Илья Альтман призвал к совместной работе бесланских коллег.

Илья Альтман подписывает учебное пособие для Сослана Фраева

Руководитель образовательных программ Светлана Тиханкина представила участникам семинара опыт сохранения памяти о жертвах террора и Холокоста в школах Российской Федерации, а также опубликованное в 2014 году учебно-методическое пособие «Дети — жертвы Холокоста и террора: педагогический аспект» и призвала к работе над подготовкой нового его издания.

В завершении круглого стола состоялась дискуссия о сохранении памяти о детях — жертвах террора и Холокоста.

И мы выдвинулись дальше — в Кисловодск…

Текст и фотографии: Мария Гилева, координатор международных и научных программ Центра «Холокост».