Проект «116 камер» и панельная дискуссия о преподавании Холокоста

На сайте организации Claims Conference выложено 1-часовое видео на английском языке с участием выжившей в Аушвице Евы Шлосс и известных зарубежных специалистов по истории Холокоста. Для посетителей нашего сайта научным сотрудником Архивного отдела Романом Жигуном подготовлено краткое резюме содержательной дискуссии. Выводы предлагаем сделать самостоятельно.

В начале видео рассказывается об амбициозном проекте 2017 года 116 Cameras — речь о создании трёхмерной голограммы Евы Шлосс, которая могла бы в будущем «рассказывать» людям о Холокосте, когда сама Ева Шлосс уйдёт из жизни. В преамбуле было подчёркнуто, что, к сожалению, выжившие в Холокосте уходят от нас, а сейчас они из-за пандемии изолированы от аудитории.

Далее идёт дискуссия. Её участники:

1. Грэг Шнейдер, исполнительный вице-президент «Клеймс Конференс» (модератор дискуссии)
2. Ева Шлосс, падчерица Отто Франка — отца Анны Франк, выжившая в лагере Аушвиц
3. Майкл Беренбаум, директор Исследовательского института Мемориального музея Холокоста (США) (1993–1997)
4. Сара Блюмфильд, директор Мемориального музея Холокоста (США)
5. Наоми Азриели, руководитель Azrieli Foundation (Канада)

Дискуссия состояла из трёх блоков:

1. Рассказ Евы Шлосс о её жизни в Австрии и в Нидерландах, о её знакомстве с Анной Франк, о том, как её семья пряталась от оккупантов, о пребывании в Аушвице, спасении и поисках родных. На заботе, которую по отношению к ней проявила советская сторона (после освобождения Аушвица), она сделала акцент. Модератор Грэг Шнейдер отметил, что несмотря на то, что он занимается Холокостом всю жизнь, рассказ Евы Шлосс тронул его до глубины души. Участники дискуссии обратили внимание на то, как быстро, почти моментально, бывшие австрийские друзья и знакомые семьи Шлосс отвернулись от неё после аншлюса. Ева Шлосс подняла вопрос — как цивилизованные и образованные немцы и австрийцы могли совершить то, что совершили? Потом, уже в конце дискуссии, она сама даст ответ на этот вопрос: своё дело сделали многие годы всеобщей бедности после Первой мировой войны и общеевропейский страх перед коммунистами. По её словам, именно эти первопричины она называет при своих встречах с учащимися и студентами, если в конце встречи остаётся на это время.

2. Как использовать воспоминания переживших Холокост и каково их значение? Воспоминания — это персонификация истории, возможность увидеть за абстрактной статистикой конкретного живого человека, чья судьба вызывает эмоциональный отклик. Далее дискуссия приобрела более общий характер — цели и методика «Холокост-образования» (Shoah Education) как такового. История Холокоста должна быть «инструментализирована», должна стать инструментом предотвращения вспышек ненависти и нетерпимости. Во-первых, необходимо рассказывать об антисемитской пропаганде Третьего рейха, чтобы продемонстрировать подрастающему поколению технологии манипуляции общественным мнением, дать молодым людям «прививку» от ненависти. Во-вторых, необходимо рассказывать о «стоящих в стороне» (bystanders) — тех, кто не противился навязываемой ненависти или даже потворствовал преступлениям своим молчанием. Таким образом можно решать в том числе и проблему травли в подростковых коллективах. В-третьих, подросткам нужно давать позитивный пример тех героев, которые спасали евреев в годы Холокоста (upstanders). В конечном итоге ключевым элементом образования являются не только и не столько факты сами по себе, сколько вскрытие причин, почему события Холокоста в принципе стали возможными. Только так можно не допустить повторения Холокоста. Необходимо постоянно задавать самому себе вопрос: зачем я преподаю историю Холокоста? Ответ следует искать не в прошлом, а в настоящем и будущем. 

3. Невежество относительно Холокоста и проблема современного антисемитизма. Примерно половина американцев не способна назвать хотя бы один нацистский лагерь, ситуация в Канаде ещё хуже, особенно среди молодёжи: 62 % молодых канадцев о Холокосте фактически ничего не знают. Проблема в «локализации» образования, так, в США нет федеральной образовательной программы, всё отдано на откуп местным властям, которые тема Холокоста обычно не слишком интересует. Некоторые учителя по личной инициативе что-то рассказывают о Холокосте и геноцидах, но уроки они проводят «по своему разумению». Ситуацию пытаются выправить общественные организации. Что касается антисемитизма — его рост в США и Европе нельзя назвать, по мнению Майкла Беренбаума, доказанным фактом. Но факт в том, что во всём мире «мегафоном» антисемитов стал интернет, социальные сети позволяют оперативно проводить мобилизацию юдофобов, а ненавистнические призывы (конкретно в США) не пресекаются. Сейчас, на пороге масштабного экономического кризиса, человечество стоит на перепутье: пойти за «Гитлерами» или за «Рузвельтами». «Гитлеры» возложат ответственность за обеднение населения на евреев, «Рузвельты» же помогут выйти из кризиса энергичной консолидацией людей.