Российские космонавты почтили на МКС память жертв Холокоста

Герой России Александр Скворцов

Российские космонавты Александр Скворцов и Олег Скрипочка, находящиеся сейчас на околоземной орбите на Международной космической станции, присоединились к международной акции в социальных сетях «Мы помним» / We remember. Это акция солидарности всех, кто выступает против любых форм ксенофобии и против повторения трагедии Холокоста в отношении любого народа на Земле. С данной интернет-акции, которую в России ежегодно в январе проводит Российский еврейский конгресс совместно со Всемирным еврейским конгрессом, по традиции начинается Неделя памяти жертв Холокоста.

В акции «Мы помним» / We remember может участвовать любой пользователь социальных сетей: нужно сфотографироваться с листом бумаги, на котором написано на двух языках «Мы помним» / We remember, и выложить эту фотографию в соцсеть с хештегами #мыпомним и #weremember. К такому посту от себя можно добавить небольшой комментарий.

Герой России Олег Скрипочка

С каждым годом акция собирает все больше участников. В январе прошлого года такие посты в соцсетях опубликовали более полутора миллионов человек из 50 стран — люди самых разных национальностей и профессий, в том числе первые лица государств и министры. 

Текст и фотографии: Российский еврейский конгресс. Далее — комментарий модератора сайта, научного сотрудника Архивного отдела Центра «Холокост» Романа Жигуна. 

Такие акции, при кажущейся на первой взгляд наивности, очень важны. Участие российских космонавтов не может не радовать! До последнего времени в нашей стране сохранялось несколько искажённое представление о событиях Второй мировой и Великой Отечественной войны. Казалось: есть «наша» трагедия советского народа — около 7,5 миллионов мирных граждан СССР были целенаправленно убиты оккупантами, а всего в результате их действий погибли до 17 миллионов только мирных советских людей, общие же людские потери составили огромные 27 миллионов. И, казалось, есть «чужая» для нас трагедия Холокоста — 6 миллионов евреев, убитых только за то, что они евреи. Частые упоминания о «чужой» трагедии вызывали нервную реакцию — казалось, будто бы она оттеняет собой «нашу», более масштабную.

Всё это исходило не от каких-то якобы негативных личных качеств, которыми любят наделять россиян некоторые авторы. А лишь от простого незнания, которое можно и нужно исправить.

Половина всех жертв Холокоста — советские граждане. Не просто преследования и стихийные погромы, а систематическое, тотальное уничтожение евреев нацистами началось именно на оккупированной территории СССР. Почти нигде, кроме советской земли, нацисты не проявляли к евреям столь открытой, беззастенчивой звериной жестокости (перед большинством европейцев они всё-таки ещё стремились «сохранить лицо» — и многие европейские евреи были специально вывезены, чтобы быть убитыми именно на территории Советского Союза). Для нашей страны Холокост уж никак не может быть «чужой» трагедией — она в самую первую очередь именно наша. Холокост — это, вопреки невежественным суждениям, не что-то такое, что «загораживает собой» картину величайших потерь нашей страны, а то, что является огромной и важной частью этой картины.