Российский режиссёр хочет создать «Холокост-Диснейленд» на Украине

«Российский режиссёр хочет создать „Холокост-Диснейленд“ на Украине» — статья с таким экстравагантным названием вышла в издании The Jerusalem Post. Текст статьи переведён на русский язык сотрудником Архивного отдела Научно-просветительного центра «Холокост» Романом Жигуном. В квадратных скобках даны комментарии от переводчика. 

Последнее кинематографическое произведение российского режиссера Ильи Хржановского настолько экстремально, что в настоящее время автор находится под следствием по обвинению в истязании в процессе съёмок статистов, в том числе несовершеннолетних сирот.

Хржановский более десяти лет снимал фильмы для своего альманаха «Дау». На трёх акрах в украинском городе Харькове он воссоздавал суровость жизни в Советском Союзе. Актёры участвовали в инсценировках избиений, допросов, изнасилований и других форм насилия, почти все артисты были непрофессионалами, многие —несовершеннолетними, в том числе воспитанниками детских домов.

До недавнего времени эти фильмы воспринимались как новое слово в искусстве. Но теперь Хржановский обвиняется в унижении своих актёров, эксплуатации их посредством физического насилия, издевательств и сексуальных домогательств.

Хржановский также является, по крайней мере, на данный момент, художественным руководителем крупного украинского проекта памяти жертв Холокоста — Мемориального Центра Холокоста «Бабий Яр», музея, который находится на стадии планирования, но уже стоит миллионы [гривен]. Он посвящён одному из самых страшных событий Холокоста. Бабий Яр — овраг на северо-западной окраине Киева, в котором 29–30 сентября 1941 года были убиты не менее 34 тысяч евреев [в оригинальной статье приведены другие числа, исправлено при переводе].

Украинское правительство вложило в проект миллион долларов — больше, чем они ранее вкладывали в любое другое увековечивание Холокоста.

Хржановский, не являющийся евреем, хочет привнести в музей свой гиперреалистический кинематографический стиль и сделать, по словам бывшего директора проекта, «Холокост-Диснейленд».

По словам Карела Берхоффа, который был назначен главным историческим консультантом музея в 2017 году, но затем покинул проект, Илья Хржановский сообщил сотрудникам, что планирует интерактивы, «в которых посетители будут играть роль жертв, коллаборационистов, нацистов или военнопленных, которые были вынуждены сжигать трупы».

Но скандал с его последним фильмом «Дау. Вырождение» поставил под угрозу сотрудничество Хржановского с будущих музеем. Десятки украинских деятелей искусства и историков написали 1 мая открытое письмо с требованием исключить Хржановского из проекта по Бабьему Яру.

«Назначение Хржановского художественным руководителем уже бросило тень на репутацию „Мемориала“ [проекта Мемориального Центра Холокоста «Бабий Яр»] и подрывает достижения предыдущих трёх лет работы; Центр сталкивается с назревающим международным скандалом», — сказано в письме.

На прошлой неделе в ответном заявлении Благотворительный фонд Мемориального Центра Холокоста «Бабий Яр» заявил, что проекты «Дау» не имеют никакого отношения к работе Хржановского над музее Холокоста.

«Мемориальный Центр Холокоста „Бабий Яр“ и проект „Дау“ — это два совершенно разных проекта», — говорится в заявлении. «Все обвинения, адресованные в настоящее время Илье Хржановскому, сделаны на основе эмоций и субъективных мнений, основанных на предположениях и домыслах».

И всё же выдвижение Хржановского на должность художественного руководителя, о котором было объявлено в декабре, вероятно, привело к тому, что несколько ключевых сотрудников ушли из проекта. Бывший генеральный директор музея Геннадий Вербиленко ушёл в прошлом году, как и бывший исполнительный директор Яна Баринова. Большинство из них не сказали, почему они ушли.

Обстановка, созданная Хржановским для фильмов из цикла «Дау», обеспечивала полное погружение. Этот проект иногда называют «Советским „Шоу Трумана“», имея в виду голливудский фильм 1998 года о человеке, чья повседневная жизнь снималась без его ведома [для реалити-шоу].

«Не было сценария, мы жили так, как жили», — сказала актриса Наталья Бережная в ходе пресс-конференции на престижном Берлинском международном кинофестивале в феврале. «В некотором смысле это было страшно, в некоторых отношениях это было деспотично. У нас был страх, у нас была любовь, у нас были отношения. Мы жили, мы не работали по сценарию, это была наша жизнь».

На той же пресс-конференции Хржановский отрицал какие-либо незаконные инциденты, имевшие место во время съемок.

Но участие известного российского неонациста Максима Марцинкевича в проекте «Дау» не вызывает сомнений. Известный как Тесак, он впоследствии был приговорён к 10 годам лишения свободы в российской колонии за нападение и ограбление.

Наиболее известные музеи Холокоста, в том числе государственный музей Аушвиц-Биркенау [Польша], не поощряют или запрещают ролевые игры на их территории. Например, в Аушвице запрещено лазать по моделям фургонов для скота, напоминающим те, которые нацисты использовали для перевозки евреев.

Музей Аушвица подвергся критике в 2015 году только за то, что он принял решения поливать водой туристов, стоящих в очереди и изнывающих от жары. Оскорблённые евреи по всему миру утверждали, что это «выглядело как душ, который евреи были вынуждены принять, прежде чем войти в нацистские газовые камеры» [Автор статьи немного запутался. Евреям, направляемым по прибытии в Аушвиц сразу в газовые камеры, сообщалось, что они якобы идут принимать душ. Газовые камеры и были псевдо-душем. Меньшинство, которое нацисты временно оставляли в живых, направлялось в настоящий душ, который из-за температуры воды фактически оказывался одной из форм издевательств над узниками].

Хржановский отказался озвучить своё видение проекта публично, заявив, что он будет представлен где-то в этом году. Он не ответил на запрос об интервью.

На прошлой неделе Карел Берхофф призвал многих международных попечителей будущего музея в Киеве, включая бывшего сенатора Иосифа Либермана, бывшего вице-канцлера Германии Йошку Фишера и экс-президента Польши Александра Квасьневского, поддержать проект. Эрик Шульц, который занимал должность заместителя пресс-секретаря Белого дома при бывшем президенте Бараке Обаме, является главным представителем музея в США.

«Я больше всего боюсь, что это будет в какой-то степени развлекательный комплекс», — сказал Беркхофф в интервью УкрИнформ. «Я не хочу этого, это мемориал».