Стажировка в Израиле: День четвёртый

Д-р Арон Шнеер

Четвёртый день стажировки российских педагогов в Яд Вашем проходил по знаком темы «Этапы „окончательного решения“ еврейского вопроса». Семинар открылся блистательной лекцией доктора Арона Шнеера, обобщившего исторический путь советского еврейства в период с февральской революции 1917 года до начала Великой Отечественной войны. Опытнейший сотрудник Яд Вашем с цифрами в руках показал основные тенденции эволюции еврейского сообщества в этот наиболее благоприятный для него период истории (интеграция в государственные структуры, культурно-бытовая и языковая ассимиляция, секуляризация). В феврале 1917 года евреи впервые получили все гражданские права. Советская власть вела двойственную политику. С одной стороны, боролась против сионистов за советизацию евреев, с другой стороны, декрет Совнаркома от 18 июля 1918 года запретил погромы и ставил погромщиков вне закона. Евреи составили очень значительную часть административного и особенно «силового» аппарата. 

В Зале имён

Следующим пунктом программы дня было повторное посещение музея Яд Вашем. В этот раз гидом по музею был Стас Френкин. Осмотр был начат с зала Ванзейской конференции, на которой был принят конкретный план «окончательного решения еврейского вопроса», то есть административная схема уничтожения евреев. Сначала было рассказано об организации уничтожения евреев в трёх лагерях смерти: Треблинка, Бельжец, Собибор. Далее отдельно раскрыт механизм массового уничтожения евреев всей Европы в лагере Аушвиц, который стал главным символом Холокоста. В экспозиции Яд Вашем представлены и тема еврейского сопротивления (восстание в Варшавском гетто, партизанское движение), а также факты спасения евреев. Венцом экспозиции музея является зал с фотографиями жертв (всего Яд Вашем собрал сведения о 4,7 миллионах жертв Холокоста из 6 миллионов).

Участники стажировки с Мордехаем Юшковским

Следующую лекцию проводил доктор Мордехай Юшковский из университета Бар-Илан по теме «Судьба языка и культуры идиш». Сохранение национальной идентичности любого народа осуществляется по трём принципам: единство традиции, языка и территории. Поскольку в новую эру евреи не имели общей территории, особую роль для них сыграл язык — идиш. Идиш — язык местечка, в котором сохранялись и передавались из поколения в поколение нравственные общечеловеческие ценности.

Участники семинара высоко оценили организационную деятельность музея Яд Вашем, высокий профессиональный уровень лекторов, проводивших как теоретические, так и практические занятия, экскурсии. Все участники стажировки собираются активно использовать полученные знания и методические материалы в их преподавательской и практической работе на местах. Участница стажировки Татьяна Файн, представитель Еврейской Автономной области, выступила по проблеме «Ломир але инейнем — мы все вместе (взаимодействие власти и общественности ЕАО в изучении уроков Холокоста и сохранении памяти его жертв».

Шломит Шульхани

В заключительной лекции Шломит Шульхани «Нерассказанные истории: места массовых убийств евреев на оккупированной территории СССР» была раскрыта значимость и трудности осуществления одноимённого проекта Института изучения Холокоста в Яд Вашем. На советской территории выявлено 2500 мест уничтожения евреев. Проблемы исследования связаны с документами, которые носят формальный количественно-отчетный характер. Кроме того, трудно найти живых свидетелей всех выявленных трагедий. Проект занимается также изучением истории мемориализации мест уничтожения евреев.

Текст: Быстрова Ирина (Москва), Ковалева Светлана (Кострома).
Фотографии: Светлана Тиханкина, руководитель образовательных программ Центра «Холокост».