Холокост и блокада

На базе Районного центра дополнительного образования города Кировска Ленинградской области по инициативе районного Комитета образования прошла научно-практическая конференция «Возможности преподавания истории Холокоста в образовательном пространстве школы».

Присутствовали заместители директоров по учебно-воспитательной работе, учителя истории и педагоги дополнительного образования. Среди участников были те, кто занимается преподаванием данной темы около 20 лет и более; они и их воспитанники не раз становились лауреатами международного конкурса исследовательских и творческих работ по Холокосту, а также активными участниками конференций, семинаров, круглых столов, поездок по местам памяти, стажировок в России и за рубежом. Приняли участие в конференции и те, кто ещё не имел ясного представления о данной теме. 

Основным докладчиком была Татьяна Александровна Полковникова, доцент кафедры социального образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук. Она сообщила слушателям о том, что Международный день памяти жертв Холокоста, 27 января, включен в календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, а также о том, что в Историко-культурном стандарте содержатся следующие термины и понятия: нацистский оккупационный режим, Генеральный план «Ост», массовые преступления гитлеровцев против советских граждан, лагеря уничтожения, Холокост, этнические чистки на оккупированной территории СССР, нацистский плен, уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными, концлагеря, коллаборационизм. Говоря о направлениях работы, докладчик сделала акцент на тщательном продумывании трех обязательных моментов: ЧТО именно проводить, ДЛЯ КОГО и КАК? Татьяна Александровна предложила широкий спектр самых разных и даже необычных форм работы по данной проблеме, познакомила с литературой и источниками, полезными сайтами, пригласила к участию в важных проектах.

Второй, особенно всех заинтересовавшей составляющей основного доклада, явилась презентация «Возможности осмысления сложных вопросов Холокоста и блокады на примере работы с текстами детских дневников», где сопоставлялись дневники юной блокадницы Лены Мухиной и жертвы Холокоста Анны Франк. Проведя параллели с историями написания дневников, важнейшими выделенными в них датами, обращениями к своему дневнику  — единственному другу в аду войны, докладчик сделала выводы: это была попытка через написание текста осмыслить происходящее, понять себя, а также сохранить свою историю, свой опыт для других, это был способ переживания личной трагедии, способ вытеснения из сознания «травмы», прием своеобразного «замещения». Дневник для девочек был также одним из средств спасения.

Опытом своей работы поделились педагоги общеобразовательных школ Кировского района, давно работающие по теме. Они познакомили присутствующих с важными печатными изданиями, материалами российского журнала «Преподавание истории в школе» (№ 5, 2019), полностью посвященного изучению истории Холокоста. Все выступающие единодушно отметили недопустимость отрицания Холокоста, особенно, в учительской среде, так как именно педагоги в большей степени формируют сознание и мировоззрение будущих поколений. Большинство присутствующих осудило недавнее выступление ленинградского «профессора» Матвеева, договорившегося до оправдания нацизма, и выразило стойкое нежелание обсуждать подробности его доклада, фальсифицирующего известные исторические факты. Очень не хотелось бесполезно тратить на это бесценное учительское время. Но ссылки на разоблачение ненаучного, неправового и антигуманного подхода к изучению истории Великой Отечественной войны и всеобщей истории в целом присутствующим были предложены.

Один участник конференции, историк, никогда не работавший по данной теме, все же оказался под сильным впечатлением от выступления Матвеева. Педагог высказала сомнение в необходимости преподавания истории Холокоста в школе, считая, что 6 млн погибших евреев — не точная цифра, и 27 млн погибших в СССР — это намного большее число жертв. [От модератора сайта: почти половина жертв Холокоста — граждане СССР, именно на советской территории истребление евреев нацистами началось ранее, чем на любой другой оккупированной территории и приобрело наивысшую жесткость, сопровождалось особенным садизмом.] Но зачем противопоставлять эти числа? Зачем «взвешивать» тяжесть потерь? И разве детям понятна эта статистика? Проведи ребенка «по тропинке одной судьбы», и он поймет сердцем, почувствует кожей чужую трагедию, он это запомнит. [От модератора: Холокост для россиян по определению не может быть «чужой» трагедией.] Очень жаль, что некоторых исследователей волнует только статистика, а не нравственная сторона проблемы. Мы напомнили коллеге о беспрецедентности Холокоста, о первой в новейшей истории попытке тотально истребить целый народ (независимо от пола и возраста, политических или иных убеждений). Изучение Холокоста позволяет воспитывать в детях стойкое неприятие к расистским и националистическим лозунгам, к пропаганде ненависти к другим народам, к созданию «образа врага». И забывают некоторые, что наш Ленинград тоже спасали люди самых разных национальностей, в том числе и евреи, о чем свидетельствуют памятные знаки на Аллеях памяти Невского пятачка и Синявинских высот.

У нас в районе накоплен богатейший опыт работы по изучению истории Холокоста. Эта тема не является лидирующей в воспитательной работе общеобразовательных учреждений, но она очень важное, необходимое звено в системе патриотического и интернационального воспитания школьников.

О плодотворной работе по теме Холокоста в Кировской гимназии известно далеко за пределами Ленинградской области. Бывший директор Тамара Федоровна Кузина сама являлась активным участником всех мероприятий на базе гимназии, прошла стажировку в Яд Вашем, проводила уроки и беседы по теме. За 20 лет в гимназии побывали многие именитые гости: член Общественной палаты при президенте России, известная писательница Алла Ефремовна Гербер и второй сопредседатель Центра «Холокост» Илья Александрович Альтман; д-р Шимон Самуэльс, директор по международным связям Европейского Центра Симона Визенталя, и его жена г-жа Грациелла Самуэльс, советник Генерального директора ЮНЕСКО; известная ленинградская художница, один из авторов медийного проекта «А нас искают немцы и собаки» Наталья Семеновна Воронцова и многие другие. Здесь проводились фестивали молодежи и студентов «Холокост: память и предупреждение». Ежегодно в конце января (в Международный день памяти жертв Холокоста) и в апреле (в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей) проводится единый классный час в старшей гимназии, нередко районные и областные конференции на базе гимназии, в БИЦ (Библиотечно-информационном центре) и лекционном зале оформляются выставки книг и рисунков (педагог Шитухина Виктория Васильевна).

Сысоевой Еленой Николаевной ведётся большая работа на уроках литературы с произведениями, затрагивающими тему Холокоста. В проекте «Освободители» со старшеклассниками успешно работают Мосина Екатерина Витальевна и Махонина Ирена Эмильевна. В этом учебном году удалось разыскать информацию о воинах 1-го Украинского фронта, освобождавших Аушвиц. Традицией стало проведение экскурсий по местам Холокоста в Ленинградской области, в итоге появился фильм «Холокост глазами читателя» (по книге К. Плоткина «Холокост у стен Ленинграда»). К 75-летию Gобеды был создан еще один фильм — «Авторы Победы» (по циклу сборников «Сохрани мои письма», опубликованных на сайте центра Холокост). Ежегодно гимназисты успешно участвуют в международном конкурсе исследовательских и творческих работ «Холокост: память и предупреждение».

Артемьева Елена Леонидовна (учитель истории и обществознания Шлиссельбургской средней школы № 1) рассказала о том, что вместе с историком Смирновой Галиной Юрьевной и учителем музыки Аникеенко Натальей Владимировной с 2008 года они ведут работу по теме «Холокост. Нельзя забыть». Они прошли обучение в Яд Вашем и на семинаре в Москве. В кабинетах учителей созданы стационарные выставки книг, посвященных теме Холокоста. Педагоги используют эти материалы при проведении уроков и внеклассных мероприятий. Ученики школы под руководством педагогов систематически принимают участие в международных, региональных и районных научно-практических конференциях, конкурсах «Холокост: память и предупреждение». Результатом такой работы являются не только научно-исследовательские работы, которые пишутся детьми, но и удивительные творческие произведения, которые дети создают под впечатлением от изученной темы.

Солдатова Ирина Александровна, заведующая школьным краеведческим музеем Кировской средней школы № 1 вместе со своей ученицей в прошлом учебном году принимала участие в международной конференции школьников в Москве, где поразила сотрудников Центра «Холокост» своей организацией поисковой работы. Принимая активное участие в проекте Центра «Освободители» (о тех, кто освобождал Аушвиц), Ирина Александровна изучила много сайтов, разыскала различного уровня музеи, находящиеся в разных уголках страны, вышла на личные архивы ветеранов и их семей. Докладчик представила возможности сайтов «Подвиг народа» и «Память народа», рассказала про поиск бойцов 286-й стрелковой дивизии: как по наградным листам можно найти, где именно воевал боец и какой подвиг совершил. Ирина Александровна объяснила и второй путь получения важной информации об освободителях или об узниках — через архив музея Военно-медицинской академии, где разрешается делать выписки с документов, но фото и ксерокопии запрещены. Недавно в школьном музее побывали важные гости — исследователь истории Холокоста на Ленинградской земле, преподаватель РГПУ им. Герцена, кандидат исторических наук Константин Моисеевич Плоткин и очевидица геноцида евреев в городе Пушкине Нина Хаимовна Вышинская. С ними была проведена встреча педагогов и школьников города Кировска. Общение с такими замечательными людьми помогло ученице 11 класса Даше Сысоевой написать хорошую исследовательскую работу по теме Холокоста и победить с ней в международном конкурсе.

Шушпанова Софья Леонидовна, заместитель директора по воспитательной работе Синявинской средней школы, отметила актуальность участия в конференциях не только для ученика, а и для самого педагога. Научно-Просветительский Центр «Холокост» (Москва) даёт возможность узнать много нового, поделиться своими идеями и наработками, интересными находками в педагогической практике, подискутировать с коллегами не только из России, но и зарубежья. Участие в поисковой работе позволяет открывать для себя новые знакомства, методы и формы работы, увидеть детей с разных сторон. Например, работая по теме «Мы не можем молчать», ученики школы не столько писали работу, сколько погрузились в исследовательский поиск: ездили собирать материал по району, опрашивали учителей, искали информацию в музеях и стали делиться информацией с другими ребятами. А педагоги, вдохновившись идеями, полученными в ходе конференций, разработали свой масштабный проект школьного музея – виртуальной образовательной площадки, где тема Холокоста занимает свое достойное место.

Наталья Васильевна Матюшова, заведующая гражданско-патриотическим отделом Районного центра дополнительного образования», является постоянным участником всех семинаров и конференций по теме Холокоста, она объединяет музейщиков района и оказывает методическую помощь не только школьникам, но и педагогам.

Очень важно, что в такое непростое время Комитет образования Кировского района уделяет много внимания патриотическому и интернациональному воспитанию школьников: под руководством Роговневой Татьяны Николаевны проведен районный конкурс исследовательских и творческих работ школьников и педагогов по истории Холокоста, сейчас состоялась научно-практическая конференция учителей, планируется дальнейшая работа в этом направлении – проведение семинаров, организация выставок и круглых столов с обсуждениями этой важной общечеловеческой проблемы. Как сказала в конце конференции Татьяна Полковникова: «У вас хорошая команда в Кировском районе, видна большая и серьезная работа, давайте объединим усилия энтузиастов из города Санкт-Петербурга с новаторами Ленинградской области. Очень хочется с вами посотрудничать, чтобы зла на земле стало меньше, а наши дети получили надежную прививку от человеконенавистничества».

Текст: Галина Афанасьева