Холокост и советский кинематограф

Афиша вечера

В амфитеатре Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ) 3 апреля прошёл вечер, посвящённый советскому режиссёру Михаилу Ильичу Ромму. Ромм – пожалуй, самый противоречивый из отечественных кинематографистов – в его фильмографии присутствуют как работы, возвеличивающие Сталина, которые оправдывают «большой террор», так и «оттепельные» ленты, утверждающие ценность человеческой жизни и индивидуальности. Михаил Ромм считается основоположником специфических жанров истерна («Тринадцать», 1936), киноленинианы («Ленин в Октябре», 1937), кинематографического эссе («Обыкновенный фашизм», 1965).

Ведущий вечера, сотрудник Архивного отдела Центра «Холокост» Роман Жигун, рассказывая о картине Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», обратил внимание, что пусть в ней не произносятся вслух слова «еврей» и «Холокост» (термин, незнакомый для массового советского зрителя) – тем не менее, в ленте демонстрируются узнаваемые кадры погромов и расстрелов евреев на оккупированной территории СССР, рассказывается и об Аушвице. По окончании двухчасового вечера-лектория Роман Жигун обратился к зрителям с просьбой поделиться с Центром «Холокост» копиями писем, дневников, фотографий и личных документов евреев – современников войны (оккупация, фронт, тыл, эвакуация) и сразу же получил несколько откликов.

На следующий день, 4 апреля, Роман Жигун выступил в Институте всеобщей истории РАН на конференции «Роль источников визуальной информации в информационном обеспечении исторической науки». Тема доклада – «Художественный фильм „Карьера Рудди“ (1934) как первый опыт репрезентации антисемитской политики нацистов в советском кино». Вечером того же дня Роман Жигун прочитал две лекции в МЕОЦ, посвящённые евреям – режиссёрам советского киноавангарда. В первой лекции рассказывалось о судьбе Сергея Михайловича Эйзенштейна, который был не только великим кинематографистом, но и деятелем советского Еврейского антифашистского комитета, выступавшим в США с воззваниями «к братьям евреям».