11 мая – День практических занятий по истории Холокоста

Впервые весь день участники семинара провели в Ванзее. Начался он с воркшопа  «Фотографии, как исторический источник», который блестяще провел сотрудник Музея  Маттиас Хасс, который сделал обзор источниковедческих проблем, отметив необходимость осторожного подхода к этим источникам. Рекомендовалось обращать внимание  на следующее: что именно, зачем и когда запечатлено на фото, не предмет ли это пропаганды? Необходимо сопоставление фото  с другими источниками. При этом важно, не фетишитизировать «объективность» источника. Так, было проанализировано известное фото из «Альбома Аушвица» 1944 г.  о прибытии в лагерь смерти венгерских евреев. Очень часто это фото иллюстрирует рассказ о прибытии ВСЕХ узников в Аушвиц. Однако, обычно, их высаживали за 2 км  от лагеря и вели пешком… Лектор предложил слушателям проанализировать ряд фотодокументов по истории Холокоста по выработанной им методике. Он выделил четыре категории, которые можно положить в основу анализа фотодокументов: пропаганда, скрытая информация, аудитория, на которую было рассчитано фото и язык, которым пользовались составители источника.    Маттиас Хасс рекомендовал следующий подход к анализу фотографий, которые можно начать серией вопросов к учащимся: «Что Вы видите на фото?», «Время года?», «В каком ракурсе сделана   фотография?», «Охарактеризуйте все группы людей, которые мы видим на фото».  На примере  фото узников концлагеря было показано, почему это фото  пропагандистское:  в лагере – порядок; люди одеты и т.д. В реальности же узники находились в ужасных условиях. Поэтому важен контекст и дата создания фотографии. По мнению лектора, мы подвержены влиянию фото, сделанного с  точки зрения преступников.  Отсюда постоянный вопрос: так ли это? Пример – официальные фото Гитлера. Матиасс Хасс дал варианты ответов на вопрос, как  представлять учащимся фото, где фюрер  — не всегда икона. Были также показаны редкие фото А. Эйхмана в Аргентине (с кроликом, которых он разводил).Следующей проблемой, рассмотренной на воркшопе, стала «скрытая» информации документа, позволяющая «читать между строк», — на примере текста доноса жительницы Берлина от 7.08.1943 о еврейке, которая тайно приходит в свой бывший дом.  Д-р Элке Григлевски, руководитель образовательного отдела, заместитель директора Дома Ванзейской конференции,  посвятила свое занятие обращению с темой Холокоста в ГДР и ФРГ. Преподаватель глубоко проанализировала отношение к теме современной немецкой молодежи. Справедливо отметив, что в ФРГ рано возникло настроение в пользу денационализации, лектор проследила особенности сохранения исторической памяти, выделила важнейшие факторы, определившие сдвиги в сознании  различных слоев населения на разных исторических этапах. Э.Григлевски представила сравнительный анализ особенностей сохранения исторической коллективной памяти в ФРГ и ГДР. Подчеркнув, что среди значительной части молодежи в современной Германии распространено стремление к расизму и наблюдается латентный, скрытый антисемитизм 30% населения, фрау Грилевски остановилась на обсуждаемых в современном немецком обществе проблемах, связанных с сохранением коллективной исторической памяти и историей Холокоста. Преподаватель уделила значительное внимание методическим рекомендациям проведения занятий по истории Холокоста со старшими школьниками.Наследственность чувств и память о национал-социализме среди  различных поколений», были проанализированы на третьем занятии, проведенном под руководством  психолога Марины Червински. Занятие началось с того, что слушатели представили свой опыт работы по изучению и преподаванию истории Холокоста в школах и ВУЗах России, а также свои ожидания от стажировки в Доме Ванзейской конференции. Работа семинара прошла в интерактивном режиме, что вызвало живой и неподдельный интерес группы. На занятии были затронуты проблемы психологического восприятия проблем Холокоста и разобрана методика проведения таких занятий.Проведенные практикумы вызвали большой интерес и сопровождались многочисленными вопросами слушателей, на которые были получены исчерпывающие ответы.Инна Гортулум( Бельцы, Молдова), Майя Добычина ( Калуга), Елена Петровичева (Владимир)Фото Светланы  Тиханкиной:  М.Хасс и участники семинара