Стажировка в Израиле: День третий

Учебный день открылся презентациями участников семинара. Коллеги представляли свой опыт работы по теме Холокоста в образовательных организациях. Традиционные, на первый взгляд, формы работы были представлены по-новому, ярко и профессионально.

Систему работы всего педагогического коллектива школы по изучению темы Холокоста представила Людмила Свешникова из Тамбова. Сетевое сообщество учителей, созданное в Хабаровском крае, стало информационным и методическим ресурсом для инициативных педагогов. Об этом рассказала Жанна Кирьянова. Создание сообщества особенно актуально в условиях низкой плотности населения региона. В школе города Воскресенска, где преподаёт Галина Зыкова, к организации Недели памяти, посвящённой Международному дню памяти жертв Холокоста, привлекают совет старшеклассников, проходят радиолинейки, конкурс проектных работ. Татьяна Баландина из Вологды также поделилась своими проблемами по организации изучения темы Холокоста в школе.

Презентация Ивана Грибкова

Большие образовательные возможности имеет практика изучения прессы периода оккупации старшеклассниками под руководством московского преподавателя Ивана Грибкова. Анализ газетных статей, листовок перерастает в исследование темы Холокоста на оккупированных нацистами территориях.

Значимыми результатами деятельности дискуссионного клуба «Компас» в школе Рязани можно назвать установку мемориальной доски в память об узнике лагеря Собибор Алексея Вайцена, который последние годы жил в Рязани. Как и создание рукописной книги о советской подпольщице-еврейке «Война и мир Лизы Чапник». Светлана Виноградова, руководитель этой работы, участник семинара, планирует передать эту книгу родственникам бывшей подпольщицы, проживающим в Израиле.

После короткого перерыва наша группа отправилась на экскурсию в Исторический музей Яд Вашем. Потрясающая харизма и энциклопедические знания госпожи Полины Идельсон, сделали это путешествие в прошлое незабываемым. События от истоков возникновения нацизма и до начала Великой Отечественной войны, история гетто, рассказ о судьбах людей пронеслись перед нами с невиданной быстротой, поставив очередные сложные вопросы, на которые иногда нет однозначных ответов. Преимущество стажировки перед обычной экскурсией в том, что участники имеют возможность неоднократно прийти на экспозицию музея. Поэтому мы с нетерпением ждём продолжения.

Дина Лиснянская

Вторая половина дня началась с лекции доктора Ариэльского университета Дины Лиснянской на тему арабо-израильского конфликта. В своем докладе Дина дала подробные фактологические выкладки по семи арабо-израильским конфликтам, произошедшим со дня основания государства Израиль. В презентации доктор дала объяснения основным причинам противостояния еврейского и арабского населения Израиля, представила те интерпретации, которыми оперируют политические лидеры, СМИ и международная общественность, являющиеся акторами более чем полувекового конфликта, не раз перерастающего в открытые боевые действия. Доктор Лиснянская делала акцент на важности понимания истинных целей и критического осмысления проблемы, особенно в образовательных практиках учителей и преподавателей высшей и средней школы.

Давид Таубкин

Образовательная программа на семинаре продолжилась встречей со свидетелем времени – узником Минского гетто Давидом Ароновичем Таубкиным, который в своем непростом рассказе поведал о трагической судьбе еврейского населения не только Минска, но и других оккупированных нацистами территорий. Будучи еще ребенком, он сумел спастись благодаря собственному желанию жить, помощи людей, ранее знакомых и совершенно ему неизвестных. Десятилетним ребенком он останется совсем один, в гетто погибнет его мать, сестра и другие члены семьи. Сегодня Давид Аронович своим предназначением видит сохранение памяти о трагедии еврейского населения в годы войны, он активно встречается со школьниками, студентами и всеми, кто изучает Холокост. Такие встречи дают совершенно другой ракурс на изучаемые события, позволяют взглянуть на историю как бы изнутри, преодолеть обезличенность фактов, вызывая у любого человека глубокое чувство эмпатии.

Совместная фотография участников стажировки с Давидом Таубкиным

Логическим продолжением встречи с Давидом Таубкиным стал практикум по использованию фильмов-свидетельств в преподавательской деятельности по истории Холокоста, проведенный Анной Риненберг. Участникам семинара в форме живого обсуждения были представлены фрагменты двух биографических фильмов о переживших Холокост в Беларуси. Короткие фрагменты двух детских судеб во время войны, частично пересекающихся, а частично – полностью противоположных друг другу, показали возможности для осмысления и сравнения изучаемых событий в ходе образовательных практик. В ходе состоявшегося между участниками семинара диалога были определены дидактические и воспитательные аспекты использования таких документальных фильмов в образовательном процессе, что может стать одним из решений проблемы отсутствия живых очевидцев Холокоста в будущем.

Текст: Ирина Гусенко (Москва), Дарья Косякова (Минск).
Фотографии: Светлана Тиханкина, руководитель образовательных программ Центра «Холокост».