Предыдущие части (3 апреля — 5 мая 1945 года)
Мы продолжаем проект «Авторы Победы: последние страницы войны». Если в Вашем семейном архиве хранятся письма и дневники первой декады мая 1945 года и фотографии их авторов — пожалуйста, отсканируйте их и пришлите в Центр «Холокост»: arch-holofond@mail.ru Возможно, мы ещё успеем опубликовать их к 9 мая! Присылайте также любые другие письма, дневники, фотографии, рисунки и личные документы военного времени (подробнее — на странице Архивного отдела).
6 мая 1945 года
В этот день на сутки раньше намеченного срока началась Пражская наступательная операция 1-го Украинского, 2-го Украинского и 4-го Украинского фронтов и 1-го Чехословацкого армейского корпуса.
Капитулировал гарнизон Бреслау (ныне — Вроцлав, Польша), укреплённый форпост, который Красная Армия оставила в своём глубоком тылу.
В Москве произведён салют в честь войск 2-го Белорусского фронта, овладевших островом Рюген. Войска 4-го Украинского фронта заняли город Штернберг и вышли на подступы к городу Оломоуц.
«НЕУЖЕЛИ ЗАБЫЛА? ПРОСТО НЕ ВЕРИТСЯ»
Иосиф Григорьевич Барон родился в 1922 году в Шаргороде Винницкой области. Окончил Омский мединститут. На фронте с 1943 года. Командир санитарной роты, врач токсико-терапевтической группы отдельной роты медицинского усиления 234-й стрелковой дивизии. В сентябре 1944 года был ранен. Капитан медицинской службы. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». После войны жил в Москве, полковник медицинской службы.
То, чем на фронте занимался Иосиф Барон, может быть в полной мере оценено в наши дни. Должность санитарных инспекторов-гигиенистов была введена в начале 1942 года. Они решали вопросы, связанные с организацией питания и водоснабжения войск, размещением их в полевых условиях, санитарной очисткой территории, санитарным обеспечением перевозок войск железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, личной гигиеной военнослужащих, а также проведением санитарной разведки по местам передвижения войск.
Были созданы специальные чрезвычайные комиссии по борьбе с тифом, по вакцинации, дезобработке и помывке населения и освобождённых узников концлагерей. Войска на освобождённых территориях отгораживались от местных карантинной полосой. Приоритетным был контроль за качеством воды — немцы нередко оставляли колодцы в непригодном для использования состоянии. Важную роль играло своевременное выявление, диагностика и изоляция заразных больных, а также лечению их на месте, в районах возникновения заболеваний.
Совместно с военно-медицинской службой Красной Армии гигиенисты и эпидемиологи за 4 года войны вернули в строй 17 миллиона человек — 72,3 % всех раненых и около 90 % больных. 210 601 медик погиб на фронте; из них 88,2 % — на переднем крае.
Как видно из дневниковой записи Иосифа Барона, сами медики, трудившиеся в очень сложных условиях, были подвержены инфекционным заболеваниям. Эту запись в своем дневнике он сделал за три дня до Победы:
«6 мая 1945 г.
Завтра СЭГ [сортировочно-эвакуационный госпиталь] переезжает в р[айо]н Берлина, я же остаюсь с гр[уппой] нетранспортабельных. Вчера познакомился с одной миловидной девушкой: Анной Копыловой, но она, очевидно, завтра уезжает. Очень жаль.
Письма стал получать очень редко. Самочувствие моё ниже удовлетворительного — это объясняется тем, что я уже вот 2-й месяц страдаю поносом. Живу сейчас в очень хорошей комнатке один, вечером читаю.
Кроме того, меня сейчас беспокоит длительное отсутствие писем от Сарры. Неужели забыла? Просто не верится». (Сохрани мои письма… Вып. 4. М., 2016. С. 254.)
Даже когда на улицах Берлина наступила тишина, у медиков было много работы. В наградном листе Иосифа Григорьевича Барона читаем: «С 25 апреля по 14 мая работал с СЭГ-4526, где обслуживал раненых, подготавливая их к эвакуации. Число подготовленных — до 700 человек. С 15 мая по настоящее время тов. Барон работает на пункте репатриированных при 33 ОДЭБ [отдельный дорожно-эксплуатационный батальон], где находилось до 11 тысяч иностранцев. При личном его участии развернут стационар на 40 человек, где обслуживаются стационарные больные и ежедневно обслуживалось им до 80 чел. амбулаторных больных».
«ЖИВУ НЕДАЛЕКО ОТ РЕЙХСТАГА»
Сергей Михайлович Цветной (1924–2015), ушёл на фронт из Ростова-на-Дону в 1943 году. Сержант, связист. Освобождал Украину и Молдавию, воевал в Польше и Германии. Войну закончил в Берлине. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Он не только обслуживал радиостанцию для обеспечения связи с командованием, но и успевал писать письма домой.
«Здравствуйте дорогие папа, мама.
Шлю вам свой горячий привет и желаю всего наилучшего в вашей жизни.
Сегодня 6 мая. Говорят, что сегодня Пасха. Представляю, что вы сегодня делаете, если, конечно, находитесь вместе.
Батя, у нас картина в корне изменилась. Войну в Берлине мы закончили. Ты читал приказ т. Сталина? Отныне ни единого выстрела в Берлине нет. Стало тихо, и о войне мы знаем, как и вы, из газет.
Конечно, мне посчастливилось остаться живому до настоящего дня. Теперь, если ворону не буду ловить, т. е. если не накроет обвалившимися кирпичами или фриц какой не перехитрит, то хорошо, значит. Батя, здесь настолько разрушены здания, что ходить даже опасно, т. к. так и смотри, чтобы не прибило.
Жизнь моя в корне изменилась. Теперь уже ходишь свободно. Раньше идешь и прислушиваешься, а не лежит ли мина или снаряд. Теперь тихо в этом отношении, но зато времени гораздо меньше. В общем, теперь всё рассчитано по минутам.
Сейчас живу прямо в центре Берлина, не особо далеко от Рейхстага. Знаешь, батя, а это здание не пришлось увидеть.
В общем, кончаю, передавайте привет всем-всем знакомым.
С приветом вам, сын Сергей». (Государственный архив Ростовской области. Ф. Р-4408. Оп. 1. Д. 7. Л. 47.)
После войны Сергей Цветной преподавал в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта.
Публикацию подготовили сотрудники Центра «Холокост» Илья Альтман и Светлана Тиханкина
Публикация в газете «Московский комсомолец»
ITON TV
IsraGeo (27 апреля — 6 мая)
РИА Биробиджан
Собеседник.ру (5–9 мая)