Бывший эсэсовец и сотрудник Аушвица приговорен к 4 годам заключения за причастность к убийству 300 000 человек. Сам он в ходе суда неоднократно признавал свою вину, но только моральную и говорил, что на его руках крови нет.
В зал суда подсудимого вводили под сопровождением, но вел Оскара Грёнинга не полицейский, а сотрудник медицинской службы. Этого пожилого человека прозвали «бухгалтером», потому что он проверял багаж прибывающих в Аушвиц евреев, вел учет денег, конфискованных у заключенных, и отправлял средства в Берлин. Гренинг работал в лагере два года, но основные обвинения касаются 1944-го. Тогда в лагере находились 425 тысяч венгерских евреев, 300 тысяч из которых были убиты в газовых камерах. Коллективный иск против «бухгалтера» подали 20 бывших узников Аушвица и их близкие.
Боль тех лет сегодня на их лицах сменила едва заметная улыбка. Возможно, потому, что сам Гренинг никого не убивал. Тем не менее, суд решил, что учет денег, отобранных у прибывающих в лагерь заключенных, служил прямой поддержкой преступного режима, ответственного за массовые убийства.
«Я рад, что суд вынес такое решение. Хотя я не желаю ему попасть в тюрьму, я знаю, что такое быть в заключении. Я пробыл в Аушвице два года», — говорит бывший узник Аушвица Леон Шварцбаум.
Гренинг — единственный из бывших эсэсовцев, который открыто рассказывает о том, чем занимался в лагере. Более того, он сам 10 лет назад, узнав об отрицании Холокоста, стал выступать с рассказами об Аушвице. В своих многочисленных интервью он рассказывал, что видел газовые камеры, видел крематорий, видел убийства детей, но тогда он считал это «правильным».
«Четыре, пять лет или три года — будут адекватным наказанием, неизвестно. Главное в этом деле, это то, что Аушвиц был машиной смерти, и все, кто там работал, ответственны за то, что там происходило», — отмечает адвокат, представитель истцов Корнелиус Нестлер. Похожее отношение к приговору высказали и в Центре Симона Визенталя, который занимается розыском преступников времен Третьего рейха. «Рассмотрение этого дела было крайне важным. Мы надеемся, что оно побудит немецкие органы власти расследовать и другие случаи, в частности расправы над пленными на оккупированных фашистской Германией территориях. В случае с Гренингом, мы надеемся, что он понесет заслуженное наказание», — отмечает директор израильского отделения Центр Симона Визенталя Эфраим Зурофф.
Позволит ли состояние здоровья осужденного отбывать наказание — пока неясно. Здание суда он покидал своими силами и даже ненадолго отказался от помощи провожатого. Когда он попал в Аушвиц, ему было всего 20 лет, и он был убежденным нацистом. Сегодня Грёнингу 94 года, и он в очередной раз признался, что чувствует на себе тяжелую моральную вину за свою молодость.