В парижском музее-мемориале Холокоста открылась выставка рисунков о двух днях «охоты на евреев», известной под названием «Облава «Вель д`Ив»». Это было 80 лет назад, в июле 1942 года, во время немецкой оккупации, а в 1967 году художник Кабю нарушил омерту, рассказав о преступлении, которое предпочли забыть.
Чтобы понять значение этой выставки, надо знать, что такое «Вель д`Ив» и кто такой Кабю.
«Вель д`Ив» — это Зимний велодром, Velodrome d`Hiver, который парижане называли «Vel` d`Hiv». Модный крытый стадион полвека, с 1909 по 1959 год, простоял невдалеке от Эйфелевой башни. Но 16–17 июля 1942 года он превратился в концентрационный лагерь. Сюда со всего Парижа свозили женщин, детей и стариков и держали здесь перед отправкой в лагеря смерти.
Облаву «Вель д`Ив» провела французская полиция по приказу правительства Виши и под контролем гестапо. Немцы дали полицейским отпраздновать 14 июля, а потом задали им работу. Почти никто не отказался. Если за кого-то иногда и вписывались, то только за французских евреев. Все другие — немецкие, российские (что белые, что красные), польские и прочие — стали просто добычей. Городская транспортная компания выдала 50 автобусов, которые превратили в автозаки для «операции», названной немцами «Весенний ветер».
В ночь облавы в Париже и пригородах арестовали 12 884 человека. Живыми после войны вернулось около сотни. Ни один из французских организаторов и исполнителей депортации не сел в тюрьму после освобождения Франции. Никто не рискнул обвинить и «героических парижских полицейских», которые с таким же пылом, как вели аресты в 1942-м, поддержали Парижское восстание в 1944 году.
Художник Жан Кабю (1938–2015) был не просто художником, но художником-газетчиком. Его иллюстрации и карикатуры веселили всю страну, Жан-Люк Годар назвал его однажды «величайшим журналистом Франции». Прослужив год в Алжире, он навек возненавидел войну и убийства. Это его не спасло. В России мы его не видели, но услышали о нем 7 января 2015 года, когда Кабю расстреляли вместе с коллегами и друзьями из Charlie Hebdo.
Молодым, но уже известным художником он встретился с историей «Вель д`Ив». В 1967 году журнал «Новый Кандид» (Le Nouveau Candide) решил рассказать читателям об ужасах 1942 года, опираясь на самую первую о них книгу. Ее выпустили публицисты Клод Леви и Поль Тийар. Но журнал был иллюстрированным, к статье требовались картинки. А картинок-то не было. Свидетельства об облаве сохранились только в архивах полиции и в воспоминаниях выживших. Исполнители, видимо, понимали, что работа слишком грязная. В ней не участвовали репортеры, которые снимали в оккупированном Париже совсем другие истории (подробнее — в журнале «Ъ-Власть» от 23 июня 2008 года).
Кабю пришлось стать летописцем того, чего он сам не видел, о чем никогда не рассказывали, чего нельзя было называть. Его рисунки оказались моментальными снимками, похожими на работы французских классиков фоторомана, или раскадровкой фильма наподобие парижского «Списка Шиндлера».