Сотрудники польского музея, организованного в бывшем нацистском концлагере Собибор, сообщили о попытке осквернения памяти евреев, погибших в этом месте в годы Второй мировой войны. Неизвестные преступники вели земляные работы на месте массовых захоронений. Предполагается, что они искали изделия из драгоценных металлов.На следы грабительских раскопок сотрудники музея наткнулись после того, как решили расширить экспозицию музея за счет исследований на территории так называемого лагеря N3 в Собиборе. Однако при начале изысканий выяснилось, что кто-то опередил археологов, пишет The Daily Mail со ссылкой на источник в музее.В том месте, где ранее располагался комплекс помещений с газовой камерой, музейщики обнаружили большое количество ям. Их неправильная форма свидетельствовала о том, что земляные работы вели не археологи.»Мы не знаем, кто сделал это. Но предполагаем, что они искали золото и другие металлы», — пояснили в музее.Добавим, что нацисты во время массового уничтожения людей отдавали распоряжения тщательно сортировать личные вещи жертв, а также осматривать трупы в поисках золотых зубных коронок и других драгоценностей. Однако некоторые ценные вещи все равно попадали в захоронения вместе с убитыми. В частности, во время археологических исследований на территории Собибора удалось найти ряд посеребренных зубных протезов.Это не первый случай, когда вандалы, охваченные «золотой лихорадкой», оскверняют места захоронений жертв Холокоста, считает историк Ян Гросс, автор скандальной книги «Золотая жатва». По его мнению, сразу после войны нечто подобное происходило в Треблинке, причем «еврейское золото» в земле искали не только поляки, но и представители силовых ведомств. В доказательство этого историк обнародовал фотографию, на которой изображена группа селян и людей в униформе с оружием. На переднем плане перед ними выложены человеческие кости и черепа.Британская газета даже пишет на этом основании, что в поисках золота могли участвовать русские солдаты. Однако подобная атрибуция фотоснимка вызывает большие сомнения. Например, в статье, размещенной на сайте «Уроки истории», сделано предположение, что на фотографии присутствуют милиционеры, участвовавшие в «уборке территории» бывшего концлагеря.Впрочем, в мемуарах советских солдат есть свидетельства похожего мародерства, сопровождавшегося осквернением могил. Об этом писал в своей книге, опубликованной на сайте «Военная литература», побывавший в немецком плену офицер Борис Соколов.Соколов после освобождения из плена собственными глазами видел, как в Германии солдаты под руководством офицера вывозили в Россию мраморные кресты под предлогом установки «на могилке генеральской маменьки».Гросс также ссылается на «летописца Катастрофы» Рахиль Ауэрбах. Она посетила Треблинку в ноябре 1945 года в составе официальной делегации, расследовавшей преступления нацистов. Рахиль обратила внимание на большое количество ям, оставленных неизвестными копателями. Там же были разбросаны по поверхности земли кости, которые не интересовали охотников за драгоценностями.Добавим, что в Треблинке с июля 1942 по октябрь 1943 года было убито до 900 тысяч евреев, а также две тысячи цыган. Из всех польских концлагерей только Освенцим стал местом уничтожения еще большего числа евреев.Еще одним свидетельством мародерства, в котором можно даже увидеть признаки антисемитизма, стали фотографии еврейских надгробий, которые поляки использовали для строительства хлева, туалета или мощения дорог. Некоторые из этих надгробий относятся к XVIII веку, но во вторичном использовании они оказались относительно недавно, после Второй мировой войны.В Варшаве возле реки Висла были найдены еврейские надгробия, использованные, как предполагается, в конце Второй мировой войны для укрепления берегов. Ранее местное еврейское кладбище насчитывало 400 тысяч могил, но теперь их число сократилось до неполных трех тысяч.Добавим, что темы, связанные с ответственностью поляков за преследования евреев в период Второй мировой войны и после нее, воспринимаются крайне болезненно в Польше. В настоящий момент Яну Гроссу грозит уголовное наказание за то, что примерно месяц назад он сделал очередное спорное заявление. По мнению историка, поляки убили даже больше евреев, чем немцы.Восстание в СобибореКонцлагерь Собибор, где выявили новые случаи мародерства, был создан в марте-апреле 1942 года, когда гитлеровцы приступили к «окончательному решению еврейского вопроса». Лагерь просуществовал до октября 1943 года. За полтора года там было уничтожено до 300 тысяч мужчин, женщин и детей. Собибор стал единственным концлагерем, где произошло крупное успешное восстание заключенных.Бунт начался 14 октября 1943 года, причем им руководил техник-интендант II ранга Александр Печерский, попавший в плен к немцам в окружении под Вязьмой. К моменту появления Печерского в лагере там уже существовала подпольная еврейская организация, но ее участникам не хватало военного опыта.Лейтенант Печерский предложил отказаться от мысли об одиночных побегах, поднять восстание и бежать всем вместе, поскольку оставшихся гитлеровцы убьют в любом случае, писала газета «Аргументы и факты».В назначенный день, 14 октября 1943 года, охранников концлагеря по одному стали заманивать в мастерские под благовидными предлогами вроде примерки мундира. Там их душили или убивали ударами топорика.Когда охрана все-таки подняла тревогу, пленники под пулеметным огнем выломали ворота и вырвались на свободу. Из лагеря сбежали больше 300 человек, но около 170 из них гитлеровцы в ходе облав обнаружили и убили. С некоторыми беглецами расправлялись антисемиты из числа поляков. Остальные евреи, ведомые Печерским, смогли добраться до территории Белоруссии.В число самых известных в СССР героев войны Александр Печерский так и не вошел. А из наград у него были только медали «За победу над Германией» и «За боевые заслуги». В Советском Союзе не было принято заострять внимание на подвигах евреев в годы войны. Кроме того, распространению информации о восстании в Собиборе мешали политические соображения: история еврейского сопротивления почиталась на государственном уровне в Израиле, с которым у СССР были натянутые отношения. Источник