В Аудиториуме мемориального комплекса «Яд ва-Шем» состоялась конференция, посвященная 70-летию начала Второй мировой войны, в числе организаторов которой стало Посольство Республики Польша в Израиле (Посол Польши г-жа Агнешка Магдижак –Мишевска). Достаточно привести лишь перечень докладов, а по сути, размышлений вслух профессора Еврейского университета, ведущего специалиста института по изучению Катастрофы «Яд ва-Шем», профессора Иегуды Бауэра («Почему началась Вторая мировая война?»), профессора Лос-Анжелесского университета (Калифорния) израильского историка, профессора Шауля (Сола) Фридлендера «Место «еврейского вопроса» в годы Второй мировой войны» в глазах евреев», а также других выступавших ученых, чтобы понять, что само название конференции «70-летие начала Второй мировой войны и ее значение для судеб евреев» полностью отражает суть проблемы. Открывая конференцию, один из руководителей института «Яд ва-Шем» профессор Давид Банкир подчеркнул, что дата открытия выбрана далеко не случайно — 64 года назад, 2 сентября 1945 года, был подписан в присутствии союзников Антифашистской коалиции – США, Великобритании и СССР исторический Акт о безоговорочной капитуляции Японии, последнего союзника нацистской Германии, что означало окончание Второй мировой войны. Войны, длившейся ровно шесть лет и один день, стоившей человечеству свыше 50 миллионов жертв. Такова цена воплощения в жуткую реальность преступных фантазий Гитлера и его режима, развязавших войну. В числе жертв – свыше шести миллионов евреев. Вторжение нацистов в Польшу, а затем в СССР, подчеркнул Д. Банкир, означало массовые убийства еврейского населения, превращение Польши в место массового уничтожения не только евреев Польши, но и всей завоеванной Европы, убийства десятков тысяч представителей и других национальностей. Это был настоящий геноцид, т.е. уничтожение людей по определенному признаку. Евреи должны были стать первыми жертвами бредовых идей Гитлера и его преступного окружения, превратившего немцев в соучастников своих преступных деяний. Вторая мировая война должна рассматриваться нами как грубейшее нарушение основ принципов ведения войны, гуманизма, важнейшего Права Человека – права на жизнь… — Вторая мировая война стала глобальным бедствием для всего человечества, — отметил в кратком выступлении председатель совета директоров «Яд ва-Шем» Авнер Шалев, — Эта война отличается от всех остальных предшествовавших войн в истории человечества, она необратимо изменила сам облик мира. Развязанная нацистской Германией, война изначально преследовала утопическую цель – установление нового миропорядка, была подчинена «расово-биологической» идее господства над миром «высшей расы». План «Барбаросса» в июне 1941-го придал этой войне новый импульс, усилил ее истребительный характер, характер тотального, безжалостного уничтожения мирного населения. Евреи подлежали поголовному уничтожению. Цитируя британского историка Яна Кершоу (Ian Kershaw), автора книги «Гитлер», А. Шалев отметил, что Гитлер видел в евреях угрозу существованию Германии, своим бредовым планам, видя в евреях, как носителей «большевистской идеологии», так и стоящих за «американской плутократией» американским капиталом. Избавление от «еврейской угрозы» с «обеих сторон» Гитлер и его окружение видели в уничтожении нашего народа. — Сегодня, когда споры приобретают политическую окраску, а в Европарламенте сравниваются коммунизм и фашизм и ставятся на одну доску Гитлер и Сталин, 23 августа объявлен днем страданий Европы, а еврейская Катастрофа тем самым затушевывается, принижается, подчеркнул А. Шалев, — Следует помнить уроки Истории, анализировать ее в многообразии процессов. Иначе невозможно правильное понимание причинно — следственных связей событий Второй мировой войны и еврейской Катастрофы… Посол Польши Агнешка Магдижак – Мишевска, поблагодарив руководство «Яд ва-Шем» за организацию конференции, остановилась на вопросах сохранения в Польше памяти о польском еврействе, тысячелетняя история проживания которого закончилась с вторжением нацистов. Накануне конференции Посол приняла участие в церемонии поминовения еврейских воинов, сражавшихся в Польской армии, в частях Войска Польского. Мы должны помнить прошлое, чтоб уверенно шагать в будущее, и для польских студентов и их воспитателей важны не только знание исторических фактов, но и понимание тех, кто рядом, т.е. учиться толерантности, терпимости. Память – это уход и изучение истории еврейских кладбищ и синагог, контакты со сверстниками из Израиля, с пережившими Катастрофу, и т.д… Тема доклада польского историка (Институт истории, Академия Наук, Варшава) профессора Варшавского университета Марека Корната (38 лет) — Польша и ее место в международной политике накануне Второй мировой войны. После выступления автор этих строк задал ученому вопросы, связанные с оценкой, в частности, роли СССР в современной польской историографии. — Я старался показать, прежде всего, не советскую, но польскую политику в предвоенный период, поскольку до распада СССР польская историография об этом не говорила. Речь шла о советско-германском договоре о ненападении, но не о том, что Польша отказывалась сотрудничать с СССР в плане коллективной безопасности, но муссировалась идея о том, что польское буржуазное правительство и маршал Пилсудский стремились к захвату Западной Украины и Белоруссии… На вопрос – почему польское правительство отказалось пропустить Красную армию на помощь Чехословакии в 1938 году, ученый ответил, что это было невозможно: — Вступление Красной армии на территорию Польши стало бы последним днем ее независимости, ни одно государство не пошло бы на это добровольно. Такова точка зрения официальной историографии. Более того, Польша не ожидала, что СССР выступит против с востока, надеялась на его нейтралитет и желала добрососедства. В мае 1939 года министр иностранных дел Польши Бек беседовал на эту тему с заместителем Наркома иностранных дел Потемкиным… -Бек, который до этого заигрывал с Гитлером?.. — «Заигрывание» окончилось осенью 1938 года, после Мюнхена, когда Германия стала предъявлять к Польше территориальные претензии. Гданьск. «Польский коридор»… — Как оценивается сегодня роль СССР в событиях осени 1939 года?.. — Своим выступлением 17 сентября СССР показал себя агрессором, участвуя в Четвертом разделе Польши вместе с Германией…Да, бомбили польские города немецкие люфтваффе, фашисты совершали массовые убийства мирного населения. Никто не отрицает преступлений гитлеровцев, но были преступления и сталинского режима, господствовавшего в советской России. Нельзя забывать о депортациях населения на восток, о расстрелах Катыни… — Но из евреев – беженцев в СССР из оккупированной немцами Польши, многие спаслись. Сибирь – не Освенцим… — У евреев – другая точка зрения. Советский Союз был для них надеждой, Германия несла им угрозу геноцида. Мы говорим о нескольких точках зрения – о польской национальной памяти, еврейской национальной памяти и, наконец, российской. И это конфликт, триома. Сложный вопрос. Понимаю россиян – их Отечественная война против Германии началась 22 июня 1941г. Но как поляк и как историк, я говорю – моя страна стала жертвой агрессии двух тоталитарных режимов… Разумеется, нельзя не отметить поистине полные внутреннего драматизма блестящие выступления, как с точки зрения ораторского искусства, так и самого содержания, профессоров Иегуда Бауэра и Шауля Фридлендера, полное воспроизведение которых может занять не одну газетную полосу. Так, выступление профессора Иегуды Бауэра (Еврейский университет, «Яд ва-Шем») – это рассуждения историка вслух не о ходе, а о причинах начала Второй мировой войны. Войну хотела нацистская Германия. Не хотели мировой войны ни СССР, ни Запад, ни Польша. Спрашивается, кто же в самой Германии хотел войны? Немецкий народ, потерявший миллионы в годы Первой мировой войны убитыми, ранеными? Германские монополисты? Свидетельств не найдено. Экономика Германии в середине 20-х была на подъеме. Хотели ли новой мировой войны в вермахте? Часть генералитета вермахта боялась войны на два фронта. Ближайшее окружение Гитлера хотело войны. Существует уникальный документ, написанный Гитлером на плохом немецком в августе 1936 года, в котором он, подготавливая Геринга к должности «ответственного за осуществление четырехлетнего плана», объясняет, почему нужна эта мировая война. Со времен Великой Французской революции мир охвачен новой верой, т.е. большевизмом, за ним стоит международное еврейство. То есть, другими словами, Гитлер готовил идеологическое обоснование для развязывания Второй мировой войны как идеологической и направленной против мирового еврейства, приведшего, в конечном счете, Германию к военному поражению в Первой мировой войне, к позорному Версалю. Мировое еврейство прибрало к рукам финансовый капитал и стоит за разрушительной идеей большевизма. Вот идеологическая причина, по которой Гитлер не мог не начать Вторую мировую войну как войну идеологическую… Хотел ли войны диктатор Сталин? Он готов был готов на все, лишь бы ее избежать, а после Пакта Риббентропа – Молотова снабжал Германию стратегическим сырьем, до немецкого вторжения в СССР. Но можно ли было остановить Гитлера, видевшего в евреях как носителей большевистской идеологией, так и властителей мирового капитала?.. Вторая мировая война, развязанная Гитлером, подчеркнул Иегуда Бауэр, имела под собой не политическую, не экономическую или военную подоплеку, хотя этого нельзя отрицать полностью, а, главным образом, носила идеологический характер и является прямым результатом антисемитизма. Для германского национал-социализма эта война носила идеологический характер, для стран Запада и СССР – империалистический. Британия защищала свою империю. Франция боролась за свою политическую независимость, для СССР после вторжения война стала Отечественной против фашизма. Разумеется, воюющие страны не понимали характера Второй войны со стороны Германии, отметил И. Бауэр. Наверное, не хотели видеть антисемитскую составляющую. Не хотели видеть массовых убийств мирного населения. Именно поэтому сегодня Шоа – Катастрофа должна быть в центре внимания. Вслед за полным уничтожением евреев, цыган, нацисты планировали истребить и миллионы других национальностей, оставив себе необходимое количество рабов(Генеральный план «Ост»). Не было места ни польскому народу, ни народам стран Балтии. Только рабам. Говоря о двух диктатурах, И. Бауэр отметил, что нельзя ставить знак равенства между сталинским и гитлеровским режимами, поскольку сталинский режим со всеми его преступлениями, депортациями чеченцев, татар и т.д., не осуществлял политики поголовного уничтожения народов как таковых. Нельзя сегодня забывать, что освободили Европу от нацизма советские войска. И те из евреев, кто уцелел в огне Катастрофы и приехал в Израиль, были спасены наступлением Красной армии, победившей вместе с союзниками по коалиции нацистского врага. Мы были освобождены советскими войсками, режимом, которому нельзя симпатизировать, но мы – остались живы, и это следует помнить…Израильский ученый, живущий в США Шауль Фридлендер выступил дважды — на самой конференции, а также с презентацией своей монографии «Годы уничтожения, 1939 – 1945. Нацистская Германия и евреи», переведенной с английского на иврит и вышедшей под эгидой «Яд ва-Шем». Материал подготовил Григорий Рейхман (Израиль), фото автораНа снимках: в Аудиториуме; профессор Марек Корнат(Польша), профессор Иегуда Бауэр (Израиль), профессор Шауль Фридлендер (слева)раздает автографы.