Голландцы проверяют государственную коллекцию произведений искусства на предмет наличия картин, изъятых нацистами у евреев

По меньшей мере два десятилетия картина с изображением рыбацких лодок под пасмурным небом висела на стене голландского парламента, вызывая восхищение законодателей, которые мало задумывались о ее происхождении.

Теперь эксперты выясняют, может ли шедевр 19-го века Хендрика Виллема Месдага «Рыбацкие лодки у побережья» быть изъятым нацистами произведением искусства. Это часть нового обзора произведений искусства в голландских музеях и общественных местах после того, как ранее поддерживаемый правительством Комитет по реституции, который с 2001 года наблюдал за проверками десятков произведений искусства, настаивал на возврате украденных произведений наследникам.

Агентство по культурному наследию Нидерландов, которому поручено защищать и сохранять предметы искусства, которые были возвращены из Германии в Нидерланды после Второй мировой войны, применяет более широкое определение утраченных произведений искусства, поскольку оно стремится вернуть больше имущества, украденного в основном у еврейских семей. «Нет никакой свободы воли, если семье пришлось что-то продать, чтобы иметь возможность бежать в безопасную страну», — заявил пресс-секретарь Дольф Мюллер.

За четыре года исследовательская группа агентства изучит 3500 объектов, 1700 из которых — картины. «Расследование идет непросто», — рассказал старший советник Перри Шриер, сравнив эту работу с нераскрытыми делами 80-летней давности. Картина Месдага была продана неизвестным продавцом через аукционный дом в Гааге в 1941 году, через год после вторжения нацистской Германии в Нидерланды. Она была обнаружена в Германии после войны и привезена обратно в Нидерланды, но исследовательские методы того времени не смогли установить ее происхождение. Исследователи теперь имеют доступ к новым технологиям, лучшим архивам, выложенным онлайн старым газетам и камерам, которые могут обнаружить почти исчезнувший текст, заявил Шриер.

Тем временем картина Месдага хранится на хорошо охраняемом складе. Шриер рассказал, что кажущаяся незначительной на вид этикетка, обнаруженная на обороте картины с названием аукционного дома «Вилла Эрика», может стать важной подсказкой в ​​поисках первоначального владельца. «Это заставляет мое сердце исследователя биться быстрее», — заявил он. Наследники, если они будут найдены, имеют шанс вернуть произведение искусства, если есть доказательства принудительной продажи. «Осталось не так много людей первого поколения, — заметил Шриер. «Мы в основном общаемся со вторым, третьим или даже четвертым поколением». Но для каждой семьи нельзя недооценивать чувство возвращения награбленного искусства, добавил он.

Источник.