В Самаре 6 апреля состоялся семинар для педагогов «К Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. Жертвы. Освободители. Наблюдатели. Методические подходы в преподавании темы Холокоста в школе».
Сопредседатель Научно-просветительного Центра «Холокост» (Москва), профессор РГГУ Илья Альтман, выступив на семинаре, рассказал о разных формах проявления отрицания Холокоста и об актуальности противостояния этому лженаучному течению. Семинар проходил конференц-зале Исторического парка «Россия — моя история». Все желающие могли также присоединиться в Zoom. Одновременно трансляция шла во ВКонтакте (более 600 просмотров).
Подробнее о мероприятии — в статье регионального представителя Центра «Холокоста» в Самарской области Софьи Найды:
В рамках семинара опытом своей работы с заявленной темой поделились директор Школы № 42 города Самары Юлия Генгут и учитель истории Гимназия № 1 Гродно, руководитель международных образовательных проектов в Беларуси Ирина Полякова. С докладом об использовании видеоматериалов на уроках и во внеурочной деятельности выступила Дарья Санникова, учитель истории самарского образовательного центра «Южный город». Ольга Шалагина, учитель истории и обществознания Средней школы № 39 Вологды рассказала о поисковой работе, которую она ведёт со своими учениками в рамках проекта «Освободители», посвященного советским солдатам, освобождавшим Аушвиц. Она поделилась методами сбора информации, опытом работы с архивными данными. К самарскому семинару она специально подготовила материал о самарцах, освобождавших Аушвиц.
Большой эмоциональный отклик у участников семинара вызвало выступление психолога Елена Строгановой «Уроки Холокоста как профилактика буллинга [травли] в школе». Практически все учителя сталкиваются с этим явлением в детском коллективе и часто не знают, как с ним бороться. Елена Строганова дала чёткие методические рекомендации по выходу из подобных ситуаций.
С 2016 года в самарском театре «Город» идёт спектакль «Наш класс. История в 14 уроках», пользующийся большим успехом у зрителей (по пьесе польского драматурга Тадуеша Слободзянека). Директор театра Татьяна Быкова рассказала об этой необычной постановке, о находках режиссёра в представлении сложной темы, а также показала видеофрагмент спектакля. Участники семинара обсудили непростой вопрос: с какого возраста можно говорить с детьми о Холокосте и показывать фильмы и спектакли.
Учителя знают, что большую роль в воспитании и образовании детей играют музеи. Как сделать экскурсию интересной, увлекательной, интерактивной, несмотря на то что тема для школьников тяжёлая? Очень информативное выступление было у к. и. н., доцента Ольги Петрушкиной, руководителя музея бывших малолетних узников фашистских концлагерей «Непокорённые», рассказавшей о методах работы сотрудников музея со школьниками. Ученики Школы № 42 неоднократно бывали на экскурсии в этом музее и продолжают поддерживать связь с пожилыми людьми, бывшими малолетними узниками концлагерей.
Заключительное выступление к. ф. н., доцента Ирины Коган было особенно эмоциональным. Почему в мире наблюдается всплеск антисемитизма, откуда берутся отрицатели Холокоста в молодёжной среде — эти и другие вопросы она подняла в докладе, подтверждая свои мысли конкретными фактами.
В завершение семинара его организаторы провели круглый стол и выслушали всех желающих выступить. Всем участникам семинара были вручены сертификаты.
Большое спасибо за помощь в проведении семинара:
- Илье Альтману (сопредседателю Центра «Холокост»);
- Светлане Тиханкиной (руководителю образовательных программ Центра «Холокост»);
- Михаилу Либкину и Илье Спивак (АНО ОРТ в России);
- Владиславу Лихачеву, Владимиру Лисейчеву, Наталье Островской (Исторический парк «Россия — моя история»);
- Всем участникам.