Анастасия Макеева, корреспондент:
В июле 41-го на евреев Новогрудка (г.Новогрудок, Гродненская обл., Белоруссия) одели желтые латы, запретили ходить по тротуарам, зажигать свет, торговать. Раздались автоматные очереди, и жизнь превратилась в ад.
Зверский Холокост был неизбежен. В городе и округе проживало порядка 11 тысяч врагов Третьего рейха. После авианалетов стирают с земли еврейский квартал, устанавливают нечеловеческие законы. Первую акцию устрашения проводят под предлогом выбора старосты. На площадь приходит элита.
Кирилл Твердохлебов, научный сотрудник Новогрудского историко-краеведческого музея:
На площади цинично играет оркестр, всю эту сотню человек выстраивают в линию, каждого второго расстреливают, после этого женщин-евреек заставляют смывать кровь убитых с площади тряпками, и это было первый и последний раз, когда евреям разрешили забрать тела своих убитых и похоронить на еврейском кладбище.
Оккупанты создали два трудовых лагеря и превратили евреев в рабсилу. Район улицы Минской. Здесь в годы войны немцы разыграли жуткий сценарий. 7 декабря 1941 года 6,5 тысячи евреев собирают в воеводском суде. В минус 15 запрещают брать теплую одежду. В тесноте прождали сутки. Началась необъяснимая селекция по профессиям и составу семьи. Но одних шорников с двумя детьми отправляли налево, других направо.