Итоги реализации образовательных программ Центра «Холокост» в 2020 году

Основная цель образовательных программ Научно-просветительного центра «Холокост» — совершенствование и оптимизация работы по повышению уровня компетентности педагогов по преподаванию и изучению темы Холокоста в России.

Задачи:

Формы работы: организация проектной деятельности учащихся и педагогов (конкурс исследовательских и творческих работ, методических разработок), семинары, конференции (в том числе молодёжные и/или международные), круглые столы, лекции, выставки, дистанционные курсы, консультации, мемориальные и тематические мероприятия, акции, публикации, стажировки, методические материалы.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС «ХОЛОКОСТ: ПАМЯТЬ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ».

Важнейшей формой просветительской работы по теме Холокоста является Международный конкурс «Холокост: память и предупреждение». В 2020 году были составлены два Положения и отправлены с просьбой о поддержке в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ. Оба министерства Конкурс поддержали.

Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России направил в регионы Письмо № 06-822 от 05.08.2020 с просьбой довести информацию о проведении Конкурса до руководителей образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Департамент государственной молодежной политики и социальных проектов в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ направило Письмо МН-2/525 от 26.05.2020 с просьбой проинформировать учащихся образовательных организаций высшего образования о проведении Конкурса.

В 2020 г. конкурс изменил свое название. Положение о конкурсе «Холокост: память и предупреждение» было составлено в соответствии с требованиями Министерства просвещения РФ, уточнены этапы и сроки проведения Конкурса, номинации, критерии отбора победителей и призеров.

В 2020 г. Конкурс проходит в 3 этапа: региональный, международный (заочный), очный. Все изменения отражены в новом Положении о конкурсе, размещенном на сайте Центра «Холокост».

Информация о Конкурсе была размещена на сайтах 19 вузов:

Итоги заочного этапа конкурса:

На XX Международный конкурс «Холокост: память и предупреждение» поступило 2060 работ. Он состоял из 2 этапов. Региональный этап конкурса проведен в 21 субъекте РФ: Республиках Бурятия и Мордовия, Ставропольском крае; Белгородской, Брянской, Вологодской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Липецкой, Оренбургской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Тульской, Челябинской, Ярославской областях, Еврейской автономной области. Всего на региональный этап поступило 1101 работа.

Самый массовый конкурс состоялся в Челябинской области — 156 работ (организаторы Вячеслав Кузнецов, зав. кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования и Марина Потемкина, зав. кафедрой всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова), Рязанской области — 149 работ (организаторы Елена Одегова, начальник отдела сопровождения образования Центра мониторинга и сопровождения образования и Людмила Щеголева, зав. лабораторией Ресурсного центра дополнительного образования), Тульской области — 90 работ (организатор Елена Орденарцева, методист Центра дополнительного образования детей).

Впервые состоялся региональный этап конкурса в Оренбургской области — 63 работы (организатор Светлана Сарана, зав. отделом по патриотическому воспитанию и вопросам казачества ГАУ ДО ООДЮМЦ).

Цифровые показатели этого этапа конкурса отражены в Приложении 1.

На международный этап конкурса получено 959 работ из 74 субъектов РФ и 6 зарубежных государств: Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина. Из них в номинациях:

  1. Исследовательские работы школьников: 121
  2. Исследовательские работы студентов и магистрантов: 68
  3. Методические разработки педагогов: 160
  4. Творческие работы студентов и школьников: 610

Работы поступили из Москвы, С.-Петербурга, Республик Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Крым, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия–Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская, Чувашия, Удмуртская; Алтайского, Краснодарского, Красноярского, Пермского, Приморского, Ставропольского, Хабаровского краёв; Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской, Тульской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областей; Еврейской автономной области, Чукотского, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Не приняли участие в конкурсе 11 субъектов РФ: Республики Алтай, Адыгея, Ингушетия, Саха (Якутия), Хакасия; Забайкальский край, Камчатский край; Севастополь, Ивановская и Ульяновская области; Ханты-Мансийский автономный округ.

3 этап — очный тур Конкурса состоится в январе 2021 г. в Москве на базе Международного научно-образовательного Центра истории Холокоста и геноцидов РГГУ или в онлайне.

ГодВсего работКол-во работ, поступивших в ЦентрКол-во региональных конкурсовКол-во работ на региональном конкурсеКол-во субъектов
2016154462015924 
201715426412190161
2018154654817100157
2019175868622107265
2020206095921110274

Итоги конкурса (победители и призеры) 2020 г. в Приложении 2.

 

Международная конференция «Холокост: память и предупреждение»

В рамках Недели памяти жертв Холокоста 18–20 января 2020 г. в Москве прошла Конференция школьников «Холокост: память и предупреждение». В ней приняли участие 28 школьников и 16 научных руководителей из Австрии, Беларуси, Молдовы и 15 регионов России (Республик Бурятия, Крым, Удмуртия; Москвы; Белгородской, Брянской, Костромской, Ленинградской, Новосибирской, Орловской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Тульской, Челябинской областей).

Всего было заслушано 26 докладов школьников и проведено 2 мастер-класса педагогами-победителями Конкурса.

Участники конференции посмотрели антрепризный спектакль театра «Багаж» «Живи вечно» по отдельным главам романа Гроссмана «Жизнь и судьба» (Последнее письмо матери из гетто), приняли участие в открытии выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение» на улице Никольской.

 2017201820192020
Кол-во школьников16291728
Кол-во педагогов15511416
Кол-во регионов РФ13201115
Иностранные участникиБеларусьБеларусь, Литва, ЛатвияБеларусь, ЛитваАвстрия, Беларусь, Молдова
 
Конференция студентов и молодых учёных

С 31 января по 2 февраля 2020 г. в Москве на базе Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) состоялась XIV Международная конференция студентов и молодых учёных «Холокост: память и предупреждение». В ней приняли участие 22 студента и магистранта из Беларуси, Польши и 14 регионов России.

По итогам конференции студентов и молодых ученых были отобраны 5 участников ежегодной презентации работ в штаб-квартире ЮНЕСКО. Она прошла в июле совместно с Центром Визенталя, руководством ЮНЕСКО и послов России, Германии, Израиля в формате онлайн.

 

Летняя сессия для педагогов России

17–20 августа в Москве и Подмосковье состоялась XX ежегодная летняя сессия для педагогов России «Уроки Холокоста — путь к толерантности». В семинаре приняли участие 55 человек из 38 регионов России: 14 преподавателей высшей школы, 10 сотрудников институтов развития образования, педагоги общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений, центров дополнительного образования, сотрудники музеев.

Регионы: Москва, Санкт-Петербург; Республики Калмыкия, Карелия, Крым, Мордовия, Татарстан, Тыва, Удмуртская Республика; Еврейская автономная область; Краснодарский (Армавир), Пермский и Хабаровский (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск) края; Архангельская, Белгородская, Брянская (пгт Белая Берёзка), Владимирская (Владимир, Собинка), Волгоградская, Вологодская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская (с. Локоть), Московская (Звенигород), Новосибирская, Псковская, Ростовская (Ростов-на-Дону, Миллерово), Рязанская, Самарская (Тольятти), Саратовская (Балашов), Свердловская, Тамбовская, Тверская, Тульская (Донской), Челябинская (Челябинск, Еманжелинск), Ярославская области.

Особенностью XX летней сессии стало отсутствие зарубежных партнеров из Яд Вашем и Дома Ванзейской конференции и участие региональных представителей, которые в рамках программы семинара провели мастер-классы.

В ходе летнего семинара разработаны методические рекомендации педагогам по работе с фильмом «Брут» (проект «Свидетели» Константина Фама), отредактировано пособие «Фрагменты жизни. Образовательный ресурс о жертвах и выживших после нацистских преследований из России» Архива Арользена и Центра «Холокост», внесены предложения в методическое пособие по проведению уроков по теме «Праведники народов мира»).

Количество участников летнего семинара
2016 год2017 год2018 год20192020
4040554355
 
Зарубежные стажировки

В январе-феврале 2020 г. был проведен отбор кандидатов на участие в зарубежных стажировках: Яд Вашем (22 человека) и Берлин (13 человек). Из-за пандемии стажировки были отменены и перенесены на 2021 г.

В январе 2020 г. НПЦ «Холокост» и польский Государственный музей Аушвиц-Биркенау заключили Соглашение о сотрудничестве. Договор предусматривает совместное осуществление академических и образовательных проектов, установление и развитие научных контактов.

Семинар для 20 российских педагогов и исследователей в Польше, запланированный на октябрь 2020 г., также перенесен на 2021 г.

 

Образовательные семинары Центра «Холокост»

В 2020 году по инициативе и непосредственном участии Центра «Холокост» было проведено 9 образовательных семинаров (Тверь, Киров, Улан-Удэ, Челябинск, Ярославль), в которых приняли участие 3581 человек. Онлайн-формат проведения семинаров позволил значительно увеличить количество участников. В работе семинаров приняли участие региональные представители Центра: Марина Цыренова (Бурятия), Антон Воробьёв (Красноярский край), Наталья Останина (Курганская область), Александр Рогозин (Мордовия), Вячеслав Кузнецов (Челябинск), Марина Потемкина (Челябинск), Юлия Першина (Киров), Ольга Стрелова (Хабаровск), а также педагоги — участники зарубежных стажировок, образовательных семинаров и Конкурса.

 ДатаМесто проведенияНазвание семинараТема выступленияКол-во
112.02.2020Исторический факультет Тверского государственного университетаМежрегиональная научно-практическая конференция, посвященная Международному дню Памяти жертв Холокоста и 75-летней годовщине освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами Красной Армии и образовательный семинар для педагогов Тверской областиСветлана Тиханкина «Проектная деятельность при изучении темы Холокоста»,

Мария Гилева «Проблема осмысления и сохранения памяти о Холокосте»

98
226.05.2020Институт непрерывного образования Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (ИНО БГУ)Межрегиональный онлайн-семинар «Актуальные проблемы изучения истории Холокоста в современном образовательном дискурсе» (6 регионов — Республики Бурятия и Мордовия, Иркутская, Курганская, Челябинская области, Красноярский край)Светлана Тиханкина «Образовательные программы и проекты Центра «Холокост». Опыт преподавания темы Холокоста в России»

 

32
318.09.2020Институт непрерывного образования Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (ИНО БГУ)Онлайн-семинар «Методика преподавания темы Холокоста»Светлана Тиханкина «Международный конкурс «Холокост: память и предупреждение» как средство изучения истории Холокоста»

 

44
418.10.2020Кафедра общественных и художественно-эстетических дисциплин Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образованияМежрегиональный семинар «Память о Холокосте в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»Светлана Тиханкина «Международный конкурс «Холокост: память и предупреждение»: опыт и перспективы»

 

51
527.10.2020Кафедра предметных областей Института развития образования Кировской областиОнлайн-лекция

 

Илья Альтман «Холокост как трудный вопрос отечественной истории»25
606.11.2020Мультимедийный исторический парк «Россия — Моя история», Челябинск

 

Онлайн-семинар «Актуальная проблематика Холокоста»Илья Альтман «История Холокоста в контексте Второй мировой и Великой Отечественной войн»,

Светлана Тиханкина «Проект «Освободители»: организация поисковой работы к Международному дню памяти жертв Холокоста»

3181
706.11.2020Министерство образования и науки Республики Бурятия, Бурятский государственный университет имени Доржи БанзароваXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования»Светлана Тиханкина «Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении истории Холокоста»

 

50
817.11.2020Городской методический Центр г. ЯрославляГородская конференция «О преподавании трудных вопросов истории: геноцид, репрессии и репрессированные народы»Светлана Тиханкина «Изучение трудных тем по истории (на примере изучения истории Холокоста)»30
926.11.2020Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО)Межрегиональный семинар «Память о Холокосте в духовно-нравственном воспитании деятельности»Светлана Тиханкина «Праведники народов мира: проблема нравственного выбора»70
ИТОГО:  3581

2–6 сентября 2020 г. впервые состоялся семинар по вопросам противодействия ксенофобии и этнической нетерпимости на примере памяти о Холокосте и жертвах террора. В семинаре приняли участие 30 журналистов из 20 регионов России, представители теле- и радиокомпаний, печатных и интернет-изданий, в том числе «Эхо Москвы» и «Эхо Санкт-Петербурга», «Московский комсомолец», «Собеседник».

XVIII ежегодный семинар для преподавателей еврейских школ СНГ и региональных представителей Центра «Холокост» (30 человек из 15 регионов РФ) прошел в Москве 4–6 октября 2020 г. совместно с Международной конференцией «Освобождение союзниками нацистских концлагерей и гетто, 1941–1945: источники, историография, преподавание». В семинаре и конференции приняли участие 31 исследователь из 8 стран: Великобритании, Германии, Израиля, России, Сербии, США, Франции, Японии и педагоги из Амурска (Хабаровский край), Биробиджана, Владимира, Вологды, Екатеринбурга, посёлка Ивня (Белгородская область), Ижевска, Калининграда, Москвы, Пятигорска, посёлка Речица (Брянская область), Самары, Санкт-Петербурга, посёлка Травники (Челябинская область), Энгельса (Саратовская область).

3–4 и 7–8 декабря 2020 г. состоялся семинар «Холокост как отправная точка. Украинско-российско-белорусский диалог», участниками которого стали 40 учителей и преподавателей (среди них — 12 работников образования из России). Семинар организован Мемориалом Шоа (Франция), Центром «Холокост» (Россия), Центром изучения истории Холокоста (Украина), Минским международным образовательным центром имени Йоханнеса Рау (Беларусь). 

От Центра «Холокост» лекцию прочитал Илья Альтман «Искажение истории», Светлана Тиханкина провела мастер-класс «Новые педагогические подходы к чувствительным вопросам». Поступило предложение о проведении совместной конференции школьников — победителей конкурсов по истории Холокоста.

Всего обучение через семинары прошли 3651 человек, преимущественно, педагоги и студенты педагогических вузов и исторических факультетов, представители общественных организаций, учителя школ.

Количество участников семинаров Центра «Холокост»
2017 год2018 год2019 год2020 год 
9047394793681 
Количество семинаров за год
15121012 
 
Курсы повышения квалификации в регионах

В условиях пандемии появилась возможность принимать участие в повышении квалификации педагогических работников по приглашению сотрудников институтов развития образования.

В сентябре-октябре 2020 г. Светлана Тиханкина прочитала лекции на 3 мероприятиях в Бурятии и Москве, которые прослушали 91 человек.     

 ДатаУчебное заведениеНазвание КПКТема лекцииКол-во
129.09.

 2020

Институт непрерывного образования Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (ИНО БГУ)КПК «Актуальные направления повышения качества воспитательной деятельности в школе»Светлана Тиханкина «Нравственные уроки Холокоста»25
210.10. 2020Институт непрерывного образования Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (ИНО БГУ)КПК «Актуальные проблемы исторического и обществоведческого образования»Светлана Тиханкина «Изучение трудных тем по истории
(на примере изучения истории Холокоста)»
25
329.10. 2020ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»КПК руководителей и региональных кураторов школьных музеевСветлана Тиханкина «Образовательные и архивные проекты Центра «Холокост»41
ИТОГО:91

В Еврейской автономной области реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заместителей по ВР, по УВР и педагогических работников образовательных организаций региональной системы образования «Формы и методы изучения трагедии Холокоста в учебной и внеурочной деятельности» на 72 часа. На базе ОГАОУ ДПО «ИПКПР» слушатели познакомились с электронно-цифровыми ресурсами по проблематике Холокоста как трагедии ХХ века и методами изучения уроков Холокоста в учебной и внеурочной деятельности. Всего 100 человек.

 

Дистанционные курсы по истории Холокоста

В 2019–2020 гг. заявление на обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Преподавание темы Холокоста в контексте истории Великой Отечественной войны в учреждениях общего и профессионального образования» ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» подали 60 человек.

Выполнили все задания и получили Сертификат РГГУ на 72 часа об окончании курсов 23 человека.

 20172018201920202021
Кол-во заявок42100456062
Кол-во сертификатов25452523 

На 2020–2021 учебный год дистанционный курс по истории Холокоста и геноцидов включен в программу повышения квалификации РГГУ и проходит платной основе. Стоимость обучения на одного слушателя составляет 1400 рублей. Оплатили обучение и представили все документы для зачисления 62 человека. Из них: 27 учителей общеобразовательных школ и лицеев, 13 педагогов высшего и 8 среднего профессионального образования, 3 сотрудника системы повышения квалификации в сфере образования, 3 работника дополнительного образования, 8 сотрудников общественных организаций из 28 субъектов РФ и 39 населённых пунктов (Республик Бурятия, Дагестан, Карелия, Татарстан, Тыва, Удмуртской Республики; Краснодарского, Красноярского, Ставропольского, Хабаровского краёв; Москвы и Санкт-Петербурга; Архангельской, Брянской, Владимирской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Курской, Московской, Мурманской, Орловской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Свердловской, Челябинской, Ярославской областей; а также Республики Беларусь и Индии).

По итогам обучения слушатели получат удостоверение о повышении квалификации на 72 часа.

 

Дистанционные курсы «Холокост. История и Уроки» Российского Еврейского Конгресса, Научно-просветительного Центра «Холокост» и фонда «Эвен Эзер» для верующих протестантских церквей России.

 В 2019–2020 учебном году курсы завершили 34 человека. Лучшие выпускные работы будут опубликованы на сайте и в журнале «Зов Сиона».

 2016-20172017-20182018-20192019-2020
Подано заявок73492834
Получили удостоверение34382834
 
Лекции для учащихся и педагогов

 

 ДатаУчебное заведениеНазвание КПКТема лекциипримечание
19.05.2020Городской методический центр г. МосквыОбразовательный ресурс «Вместе о Победе» Илья Альтман прочёл в День Победы лекцию об особенностях нацистского оккупационного режима и Холокоста на территории СССР. На сайте ресурса доступна аудиозапись лекции. Также она была разослана педагогам, сотрудничающим с Центром.Илья Альтман «Особенности нацистского оккупационного режима и Холокоста на территории СССРЛекция выложена на сайте УМЦ г. Москвы, разослана педагогам (1689 человек).
2Март 2020Российский еврейский конгрессСайт проекта «Спасители: подвиг вопреки»Светлана Тиханкина «Кто такие Праведники народов мира и в чем заключается их подвиг»Лекция выложена на сайте проекта, в фейсбуке на страницах РЕК и Центра «Холокост», разослана педагогам (1809 человек)
3Октябрь 2020ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»Большой онлайн концерт, посвященный юбилейным датам Ивана Бунина и Сергея ЕсенинаСветлана Тиханкина «Иван Бунин — Праведник народов мира»Лекция выложена в ютубе.

Прослушали 304 чел.

406.11.2020Исторический парк «Россия — Моя история»Международный патриотический проект «Парад Памяти», открытие доски ЕАКИлья Альтман «Деятельность Еврейского антифашистского комитета в годы Великой Отечественной войны»Лекция выложена в ютубе.

Прослушали 300 чел.

ИТОГО:4102
 
Публикации
  • Тиханкина С.А. Размышление после прочтения книги Евы Шлосс «После Аушвица» // Преподавание истории в школе. — 2020. — № 4. — с. 80-85.
  • Альтман И.А., Тиханкина С.А., Хавкин Б.Л. Генеральный план «Ост» и Холокост // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 6. — с. 69-79.
  • Тиханкина С.А. Рец.: Эдит Ева Эгер. Выбор. О свободе и внутренней силе человека. М.: ООО «Манн, Иванов и Фербер». — 2019. — 344 с.// Историческая экспертиза. — 2020.
  • Тиханкина С.А. Память о жертвах террора — вызов современной педагогике // Преподавание истории в школе. — 2020. — № 10. — с. 3-4.
  • Тиханкина С.А. Отражение в СМИ Международного дня памяти жертв Холокоста // Актуальные вопросы противодействия ксенофобии и этнической нетерпимости на примере истории Холокоста и террора. Методические рекомендации для журналистов / Сост. И. А. Альтман, В.В. Вербная, М.В. Гилева, С.А. Тиханкина. — М.: Центр «Холокост», 2020. — С. 39-47.
  • Тиханкина С.А. Культура памяти об освобождении Аущвица Красной армией: образовательный аспект / Освобождение союзниками нацистских концлагерей (1944–1945) // Материалы 10-й Международной конференции «Уроки Холокоста и современная Россия». / Составители: И. А. Альтман, М. В. Гилева, С. А. Тиханкина /Под ред. И. А. Альтмана — М., 2020. — С.165-174.

 

Статьи по реализации образовательных программ в Научно-информационном бюллетене Центра «Холокост»

В 2020 г. вышло 4 номера бюллетеня, в которых опубликовано 12 статей, написанных С. А. Тиханкиной:

  1. «Спасение узников Аушвица по воспоминаниям Евы Шлосс» № 83(3),
  2. «Предварительные итоги Международного конкурса «Память о Холокосте — путь к толерантности» № 83(3),
  3. «Неделя памяти — 2020». Методические рекомендации № 83(3),
  4. «Подготовка к «Неделе памяти». Семинар в Москве и Подмосковье» №83(3),
  5. «Семинары в регионах» № 83(3),
  6. «Неделя памяти — 2020: итоги и перспективы» № 85 (1),
  7. «XX Международная конференция школьников» № 85 (1),
  8. «Повышение квалификации за рубежом» № 86 (2),
  9. «Реализация проектов Центра «Холокост»: опыт, проблемы и перспективы» № 86 (2),
  10. «Татуировщик из Освенцима»: герой или предатель? № 86 (2),
  11. «Летний семинар: итоги и перспективы № 87 (3),
  12. «Конкурс — 2020» № 87 (3).

Светлана Тиханкина активно участвовала в проекте «Авторы Победы». В соавторстве с Ильей Альтманом ею написано и опубликовано 13 статей.

 

Участие в конференциях

Опыт работы по реализации проектов и образовательных программ Центра «Холокост» представлен С. А. Тиханкиной на 12 конференциях.

В условиях пандемии МНОЦ истории Холокоста и геноцидов и Центром «Холокост» было организовано и проведено 4 онлайн-конференции, которые вызвали большой интерес у педагогов и Международную конференцию «Освобождение союзниками лагерей и гетто (1941–1945): источники, историография, преподавание» (Центр «Холокост», РГГУ, Лондонский университет королевы Марии (Великобритания), Ратгерский университет (США) — при поддержке Российского исторического общества и Фонда «История Отечества»).

 ДатаНазвание конференцииТема докладаКол-во
1Февраль 2020Всероссийская научно-практическая конференция «Современное школьное историческое и обществоведческое образование: состояние и перспективы развития» (изд-во «Просвещение»)Светлана Тиханкина «Тема Холокоста — вызов современной педагогике»90
2Март

2020

Съезд учителей истории и обществознания Челябинской области, посвящённый 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (ЧИПКиРО)Светлана Тиханкина «Тема Холокоста — вызов современной педагогике»200
3Апрель 2020Онлайн-гостиная «Как взаимодействовать («работать»?) с темой Холокоста сегодня?» (Еврейское агентство в России)Светлана Тиханкина «Образовательные и архивные проекты Центра «Холокост». Опыт преподавания темы Холокоста в российских школах»100
4Май

2020

Научно-практическая конференция «Личные документы участников Великой Отечественной войны: проблемы выявления, сохранения и публикации в СМИ» (МНОЦ истории Холокоста и геноцидов, Центр «Холокост»)Светлана Тиханкина «Работа с письмами при изучении истории Великой Отечественной войны в школе»100
5Июнь

2020

Онлайн-конференция «Зарубежные стажировки по теме Холокоста как форма повышения квалификации педагогических и научных работников» (МНОЦ истории Холокоста и геноцидов, Центр «Холокост»)Светлана Тиханкина «Зарубежные стажировки как средство повышения квалификации педагогов»60
6Июнь

2020

Международная онлайн-конференция «Нацистские планы оккупации СССР и Холокост» (МНОЦ истории Холокоста и геноцидов, Центр «Холокост») Светлана Тиханкина «Отражение плана «Ост» в школьных учебниках истории»82
7Июнь

2020

Онлайн-конференция «Отрицание Холокоста как форма современного антисемитизма: российские реалии» (МНОЦ истории Холокоста и геноцидов, Центр «Холокост»)  80
8Сентябрь 2020Третья конференция «Дети — жертвы Холокоста и террора» (Владикавказ)Илья Альтман «Универсальность опыта мемориализации детей — жертв Холокоста и террора»,

Светлана Тиханкина «Уроки Холокоста и трагедии Беслана»

100
9Октябрь

2020

Международная конференция «Освобождение союзниками лагерей и гетто (1941–1945): источники, историография, преподавание» (РГГУ)Светлана Тиханкина «Культура памяти об освобождении Аушвица Красной армией: образовательный аспект»

 

31
10Ноябрь 2020XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» (Министерство образования и науки Республики Бурятия, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», Институт непрерывного образования, Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»)Светлана Тиханкина «Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении истории Холокоста»

 

70
11Ноябрь 2020Городская конференция «О преподавании трудных вопросов истории: геноцид, репрессии и репрессированные народы» в Ярославле.Светлана Тиханкина «Изучение трудных тем по истории (на примере изучения истории Холокоста)»25
12Ноябрь 2020Международный научно-образовательный форум «Уроки Нюрнберга»Светлана Тиханкина. Выступление на секции «Историческая правда или пропаганда: как говорить на темы войны и геноцида в современном публичном пространстве»50
1204.12.

2020

Межрегиональный научно-практический форум «Многонациональная Сибирь. Вклад в Великую Победу», КемГУСветлана Тиханкина «Сибиряки — освободители Аушвица».25
ИТОГО:982

По итогам работы Съезда учителей истории и обществознания Челябинской области, посвящённого 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (ЧИПКиРО), изучение истории Холокоста включено в региональный стандарт Челябинской области.

 

Мероприятия, посвященные трагичным событиям истории Холокоста

В январе-феврале 2020 г. мероприятия в рамках «Недели памяти» прошли в 525 населенных пунктах 80 субъектов РФ в учреждениях культуры, образовательных учреждениях, религиозных общинах. В Центр «Холокост» поступило 721 информация от наших партнеров и региональных представителей.

Нет данных о проведении мероприятий в 5 регионах: Республики Алтай и Ингушетия, Магаданская область, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО.

Наибольшее количество мероприятий (по числу населенных пунктов) было организовано и проведено в Приморском крае; Орловской, Псковской и Рязанской областях, Еврейской автономной области.

В учебных заведениях в мероприятиях «Недели памяти» приняли участие 342 471 педагогов, учащихся и студентов.

ГодВсего субъектовНаселенных пунктовОбразовательных учрежденийКол-во человек
201767206 1551
201876376596135157
201973249528134998
2020805251837342 471

Во время «Недели памяти» применялись следующие формы проведения мероприятий с обучающимися: общешкольные мероприятия памяти, уроки, внеклассные мероприятия, классные часы, беседы, лекции, просмотр и обсуждение фильмов, выставки книг, рисунков, плакатов; городские конкурсы рисунков и исследовательских работ, акция «Читаем вслух…», митинги, возложение цветов к местам расстрела и памятникам, радиолинейки, общешкольные линейки памяти, литературно-музыкальные композиции, театральные постановки, олимпиады по истории Холокоста, конференции, презентации, круглые столы, семинары, экспонирование выставок «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение» и «Холокост: уничтожение, сопротивление, спасение».

РегионНаселенный пункт
        1.             Алтайский край

 

Ребрихинский р-н, с.Ребриха, Барнаул, с. Павловск,

с. Подстёпное, с. Паново, с. Шумилиха, р.п. Малиновое Озеро

        2.             Амурская областьпгт.Токур
        3.             Архангельская областьАрхангельск
        4.             Астраханская областьАстрахань
        5.             Белгородская область

 

Белгород, п. Ивня, с. Курасовка, с. Камызино, Новый Оскол, Старый Оскол, Волоконовский район п.Пятницкое
        6.             Брянская область

 

Брянск, п.Речица, Сураж, Дубровка, Сещи, Трыков, Жуковка, р.п.Климово, Дятьково, Почеп, Унеча
        7.             Владимирская областьВладимир, Гусь-Хрустальный, Ковровский р-н, п. Андреево
        8.             Волгоградская областьВолгоград
        9.             Вологодская областьВологда, пос. Юбилейный, д.Семенка Никольского

р-на

    10.             Воронежская областьВоронеж, Россошь
    11.             ЕАО

 

Биробиджан, Облучье, с. Птичник, Биробиджанский район, села Валдгейм, Надеждинское, Пронькино, Русская поляна, Дубовое, Казанка, Жёлтый Яр Нагибово, Амурзет, Доброе, Ручейки, Благословенное, Садовое, Пузино, Екатерино-Никольское, Полевое, Самара, Луговое, Столбовое, Биракан, Бира, Семисточное, Двуречье, Будукан, Башурово, Заречное, Пашково, Радде, Теплоозёрск, Лондоко-завод, Хинганск, Биджан, Новотроицкое, Октябрьское, Воскресеновка, Калинино, Дежнёво, Ленинское, Новое, Кирово, Горное, Нижнеленинское, Преображеновка, Лазарево, Кукелево, Ленинск, Венцелево, Смидович, Николаевка, Партизаноское, Камышёвка
    12.             Забайкальский крайЧита, ГО «Поселок Агинское»
    13.             Ивановская областьИваново
    14.             Иркутская областьБратск
    15.             Калининградская областьп. Калиновка Черняховского городского округа
    16.             Калужская областьКалуга, Воротынск, Обнинск
    17.             Камчатский крайПетропавловск-Камчатский, Вилючинск
    18.             Кабардино-Балкарская РеспубликаНальчик
    19.             Карачаево-Черкесская республикаЧеркесск, Теберда
    20.             Кемеровская областьКемерово, Новокузнецк
    21.             Кировская областьКиров
    22.             Костромская

область

 

Кострома, п.Горчуха Макарьевский р-н, П.Якшанга Поназыревского р-на, д.Подвигалиха, д.Елизарово, п. Октябрьский
    23.             Краснодарский крайКраснодар, Сочи
    24.             Красноярский крайКрасноярск, Шарыпово
    25.             Курганская областьКурган
    26.             Курская областьКурск
    27.             Ленинградская областьКировск
    28.             Липецкая область

 

Липецк, Хрущевка, Елец, Задонск, пгт. Добринка, с. Становое, Усмань
    29.             Москва 
    30.             Московская

область

Рошаль г.о, Мытищи, Королев, Воскресенск, с. Петрово-Дальнее, р.п. Большие Вяземы
    31.             Мурманская областьМурманск
    32.             Ненецкий автономный округНарьян-Мар
    33.             Нижегородская областьНижний Новгород, Шахунский г.о.г., г. Шахунья
    34.             Новгородская областьВеликий Новгород
    35.             Новосибирская область

 

Новосибирск, Старый Искитим, Искитим, Калиновка, с.Усть-Каменка
    36.             Омская областьОмск
    37.             Оренбургская областьОренбург, Гай
    38.             Орловская область

 

Орёл, Краснозоренский, Знаменский, Кромской, НовосильскийПокровский, Малоархангельский, Новодеревеньковский, Урицкий, Колпнянский, г. Ливны, Корсаковский, Орловский, Сосковский, Верховский, Глазуновский, Залегощенский, Шаблыкинский, Дмитровский, Троснянский, Болховский, Должанский, Хотынецкий, г. Мценск, Мценский, Ливенский, Свердловский
    39.             Пензенская областьПенза
    40.             Пермский крайПермь
    41.             Приморский крайСпасск — Дальний, Шкотовский МР (Фокино), Лазовский МР, Находкинский городской округ, Артемовский городской округ, Хорольский МО, Надеждинский МР, Дальнереченский городской округ, Партизанский МР, Красноармейский МР, Ольгинский МР, Ханкайский МР, Владивосток
    42.             Псковская область

 

 с.Ляды, Бежаницкий р-н, Великие Луки, Невельский р-н, Гдовский р.н, Дновскийр-н, Куньинский р-н, Локнянский р-н, Новоржеский р-н, Опочецкий р-н, Печорский район, Порховский р-н, Псков, Псковский р-н, Себежский р-н
    43.             Республика Адыгеяст. Ханская
    44.             Республика БашкортостанУфа
    45.             Республика Бурятия

 

Закаменский р-н с.Холтосон, Улан-Удэ, с. Эрхирик Заиграевского района
    46.             Республика ДагестанМахачкала, Рутульский р-он, Урада
    47.             Республика КалмыкияЭлиста, п. Адык, Яшалтинский р-н, с. Березовское
    48.             Республика КарелияПетрозаводск
    49.             Республика КомиСыктывкар
    50.             Республика КрымСимферополь, с. Мирное, Симферопольский район
    51.             Республика Марий ЭлЙошкар-Ола
    52.             Республика Мордовия

 

Саранск, с. Ардатово, с. Кочетовка, го.Саранск, р.п.Луховка, Рузаевка, п. Силикатный Ковылкинского р-на, п Лямбирь, с. Левжа
    53.             Республика Саха (Якутия)Бердигестях, Якутск
    54.             Республика Северная Осетия-АланияВладикавказ; с.Камбилеевское, Пригородный район, Беслан, Правобережный район, с. Хумалаг; Правобережный район, с. Ольгинское; Правобережный район, с. Фарн; Правобережный район, с. Раздзог;
    55.             Республика ТываКызыл
    56.             Республика ЧечняГрозный
    57.             Республика ХакасияАбакан
    58.             Ростовская областьРостов-на-Дону, Таганрог
    59.             Рязанская областьРязань, Рыбновский р-он, Спасский р-он, Рязанский р-он, Касимовский р-он, Старожиловский р-он, Чучковский р-он, Сапожковский р-он, Скопинский р-он, Сараевский р-он, Шиловский р-он, Шацкий р-он
    60.             Самарская областьСамара, п. Придорожный мкрн «Южный город»2
    61.             Санкт-ПетербургСанкт-Петербург
    62.             Саратовская областьЭнгельс, Саратов, Петровск, п. Петровский
    63.             Сахалинская областьТомаринский район
    64.             Свердловская область

 

Екатеринбург
д. Уфа-Шигири, Екатеринбург
    65.             СевастопольСевастополь
    66.             Смоленская область

 

Смоленск, Рославль, д. Савеево Рославльский р-н, Велиж, пос. Пригорское
    67.             Ставропольский край

 

Ставрополь, Буденновск, ст. Расшеватская, п. Радуга Новоалександровский р-н, Георгиевск, с. Арзгир, с. Петропавловское, с. Новоромановское, с. Серафимовское, п. Чограйский, с. Садовое, с Родниковское, с.Каменная Балка, аул. Башанта, Пятигорск, Апанасенковский р-н, с. Дивное, Минеральные Воды, Гражданское, Кочубеевский р-н, г. Михайловск, пос. Новый, с. Кочубеевское, ст. Новомарьевская Шпаковского р-на, с. Ладовская Балка Красногвардейского р-на, г. Благодарный, с. Новая Деревня Кочубеевского р-на, г. Пятигорск, п. Новотерский, г. Нефтекумск, с. Весёлое Кочубеевский р-он, ст. Лысогорская Георгиевского ГО, с. Новозаведенное Георгиевского ГО, п. Новоульяновское Георгиевского ГО, х. Усть-Невинский Кочубеевского р-на, Арзгирский р-он.
    68.             Тамбовская область

 

пос. Новая жизнь, Тамбовский район; Тамбов, Рассказовский район, Мичуринск, с. Верхнеспасское Рассказовского района; с. Нижнеспасское Рассказовского района; с. Хитрово Рассказовского района; с. Коптево Рассказовского района, Кирсанов
    69.             Республика ТатарстанКазань, Зеленодольский р-н, село Айша
    70.             Тверская областьТоропец, Кашин, п. Калашниково Лихославльский р-н, Лихославль, Бежецк, Тверь, Торжок, Завидово
    71.             Томская областьТомск, с. Каргасок, с. Парабель,
    72.             Тульская областьТула, Щекино
    73.             Тюменская областьс. Иска, Тюмень
    74.             Удмуртская РеспубликаИжевск, Глазов, Можга, Сарапул
    75.             Ульяновская областьУльяновск
    76.             Хабаровский край

 

Амурск, р.п. Хор МР имени Лазо, Хабаровск, п. Солнечный, Комсомольск-на-Амуре, Р-н Лазо с. Георгиевка, Советская Гавань
    77.             Ханты-Мансийский АОд. Шапша
    78.             Челябинская область

 

Еманжелинск, Магнитогорск, Челябинск, Чебаркуль, Миасс, с. Травники
    79.             Чувашская республикаЧебоксары
    80.             Ярославская областьс. Сарафоново, Ярославль

В январе 2020 г. всем образовательным учреждениям была предложена электронная версия выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение». Рассылка выставки осуществлялась по заявкам, которые поступили из 26 субъектов РФ:

1.     Архангельская область: Архангельск, с. Малодоры

2.     Брянская область, Унеча

3.     Калужская область, Жуков

4.     Кемеровская область, Новокузнецк

5.     Костромская область, Кострома

6.     Красноярский край, Красноярск

7.     Липецкая область, Липецк

8.     Москва, Новокосино

9.     Московская область, Реутов

10.           Ненецкий автономный округ, Нарьян-Мар

11.           Новосибирская область: Новосибирск, Тогучинский район с. Усть — Каменск

12.           Оренбургская область: п. Полевой Домбаровского района, Кваркенский район с. Кваркено

13.           Орловская область, Орел

14.           Посольство России в США

15.           Псковская область: Псков, Локня

16.           Республика Башкирия, Межгорье

17.           Республика Дагестан, Махачкала

18.           Республика Коми, Воркута

19.           Ростовская область, Ростов-на-Дону

20.           Саратовская область, Саратов

21.           Ставропольский край: Нефтекумск, п. Верхняя Кугульта Грачевского района, Зеленокумск

22.           Тверская область, Лихославль

23.           Тульская область: Одоевский район, с. Рылево, Новомосковск

24.           Тюменская область, Тюмень

25.           Ульяновская область, Ульяновск

26.           Хабаровский край: р-н Имени Лазо, с. Георгиевка

27.           Школа при Посольстве России в Польше.

В помощь педагогам на сайте Центра «Холокост» были опубликованы методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных Международному дню памяти жертв Холокоста и проведены 2 вебинара: «Методические рекомендации для проведения мероприятий, посвящённых Международному дню памяти жертв Холокоста и 75-летию освобождения Аушвица Красной Армией» на базе Городского методического центра Москвы (182 просмотра) и «Международный день памяти жертв Холокоста. История и методика преподавания» на площадке Корпорации «Российский учебник» (1061 просмотр).

 

Публикации, пособия по теме Холокоста партнеров Центра, выступления в СМИ

В 2020 г. нашими партнёрами опубликовано 30 статей по истории Холокоста, опыте изучения темы в регионах, методике работы; выпущено 2 учебно-методических пособия, 1 книга и опубликовано 5 интервью в СМИ.

      1.             МоскваДавыдова О., сотрудница РИО «Трагедия множества — не трагедия цифр» на сайте Корпорации «Российский учебник».
      2.             КировПершина Ю.В. Практические занятия в российских образовательных организациях при изучении темы «Катастрофа европейского еврейства в годы Второй мировой войны» //«Преподавание истории и обществознания в школе». — 2020. — с. 37 — 44.
      3.             КировПершина Ю.В., Еремина Т.Ю. Реализация проекта «Спасители: подвиг вопреки» в Кировской области // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук: сб. материалов XX Межрегиональной научнопрактической конференции с международным участием 23 апреля 2020 г. Секция «Интеллектуально-духовная культура общества: история и современность». — Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2020. — с.129-134.
      4.             КировПершина Ю. В., Ерёмина Т. Ю. Прогрессивный нарратив в преподавании темы Холокоста: к постановке проблемы. //Война и общество в XX веке: теоретико-методологический, общественно-политический и методический аспекты: XXIV всероссийские с международным участием историкопедагогические чтения / Уральский государственный педагогический университет; главный редактор Г. А. Кругликова; ответственный за выпуск А. В. Антонова. — Электрон. дан. — Екатеринбург : [б. и.], 2020. — 1 CD-ROM. — Текст : электронный.
      5.             КировПершина Ю.В. К вопросу о трагическом и прогрессивном нарративах в преподавании темы Холокоста // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика». 
      6.             КировПершина Ю.В. Изучение истории Холокоста: педагогический аспект. (Магистратура). Учебно-методическое пособие. — Москва: Русайнс, 2020. — 138 с.
      7.             КировЛегостаева О.М., Першина Ю.В. Изучение темы Холокоста обучающимися как фактор развития гражданской идентичности //Образование в Кировской области. — 2020. — № 3. — С. 43-45.
      8.             КировПершина Ю.В. Роль практических занятий при изучении истории Холокоста в российских образовательных организациях и в системе повышения квалификации учителей. — Вестник Саратовского областного Института развития образования. — 2020. — № 3 (23). — С. 118-121.
      9.             КировПершина Ю. В. Проблема коллаборационизма на страницах современных учебников и учебных пособий//Великая Отечественная война в исторической памяти народа: изучение, интерпретация, уроки прошлого: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием /редкол.: А.А. Николаев (отв. ред.), М.А. Семёнов (отв. секр.) [и др.]; Ин-т истории СО РАН. — Новосибирск: Параллель, 2020. — С. 494-499.
  10.             КировПершина Ю.В. Моделирование учебного занятия «Праведники народов мира» с применением кейс-технологии// Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник научных статей по материалам XVIII Международной научно-практической конференции (Киров, 19–22 мая 2020 г.)/Московский финансово-юридический университет МФЮА, Кировский филиал. — Киров: МФЮА, 2020. — С. 766-774.
  11.             СаранскПамять о Холокосте — путь к толерантности: учебно-методическое пособие. — Выпуск 8 / сост.: А. В. Рогозин. — Саранск: ЦНППМ «Педагог 13.ру», 2020. — 52 с.
  12.             СаранскПамять о Холокосте — путь к толерантности: методическое пособие. Вып. 9 / сост.: А. В. Рогозин. — Саранск: ЦНППМ «Педагог 13.ру», 2020. — 52 с.
  13.             Санкт-ПетербургПолковникова Т.А. Возможности преподавания истории Холокоста в образовательном пространстве современной петербургской школы (из опыта работы) // «Преподавание истории в школе». — 2020. — № 2.
  14.             БиробиджанФайн Т.А. Итоги Недели памяти / Областное радио. — 11.03.2020. https://biratv.ru/radio-rossii-birobidzhan-11-marta-2020
  15.             БиробиджанФайн Т.А. Информация о региональном этапе конкурса «Холокост: память и предупреждение» в РИА Биробиджан и ТВ.
  16.             СтавропольКругов А.И. «Разрешите называть Вас матерью и отцом…» О Праведниках народов мира Новиковых // Интернет-газета «День Республики».https://denresp.ru/2020/04/08/razreshite-nazyvat-vas-materyu-i-otczom/
  17.             ВологдаШалагина О.С. Проект «Освободители Аушвица». Марафон Победы на Вологодском ТВ. https://www.youtube.com/watch?time_continue=11630&v=IJU4KDZPdEc&feature=emb_logo
  18.             ВоротынскСащенко И.Н. История Калужского гетто, культура исторической памяти. Интервью на Калужском ТВ. https://nikatv.ru/tv/programs/interesno/O73ozdy1yz6vyaV6H7ja
  19.             ЧелябинскКузнецов В. М. Современные подходы к изучению Холокоста в контексте международного опыта обучения истории // Методические рекомендации и дидактические материалы по изучению Второй мировой и Великой Отечественной войн в общеобразовательных организациях Челябинской области / под ред. В. М. Кузнецова. — Челябинск: ЧИППКРО, 2020. — с. 16-20.
  20.             Краснодарский крайБойко И.Н. Им выпал жребий защищать Отчизну. — 2020 .
  21.             ПсковКузьмин В.Г. Рассекреченные документы архива УФСБ России по Псковской области как источник новых данных о периоде фашистской оккупации 1941–1944 гг. // Без срока давности: Материалы II Международной научно-практической конференции (XIV «Псковские архивные чтения»), 14–15 ноября 2019 года / ГАПО. — Псков, 2020. — с.10-20.
  22.             Санкт-ПетербургКовалев Б.Н. Кто виноват? Почему не все нацисты и их пособники понесли наказание. // Без срока давности: Материалы II Международной научно-практической конференции (XIV «Псковские архивные чтения»), 14–15 ноября 2019 года / ГАПО. — Псков, 2020. — с. 29-41.
  23.             ПсковПасман Т.Б. Проектная и поисковая работа педагогов и школьников по увековечению памяти о жертвах Холокоста и Праведниках народов мира в Псковской области. // Без срока давности: Материалы II Международной научно-практической конференции (XIV «Псковские архивные чтения»), 14–15 ноября 2019 года / ГАПО. — Псков, 2020. — с.102-109.
  24.             НовгородАсташкин Д.Ю. Преступления нацизма на Псковской земле (по материалам открытых судов 1945–1947 гг.). // Без срока давности: Материалы II Международной научно-практической конференции (XIV «Псковские архивные чтения»), 14–15 ноября 2019 года / ГАПО. — Псков, 2020. — с.42-53.
  25.             НовгородАсташкин Д.Ю. Новгородский проект — театрализованная реконструкция суда над военными преступниками «Да судимы будете». Программа «Разведопрос».
  26.             МоскваКавтаева Е.М. Методическая разработка «Холокост и дети». Сайт ГМЦ г. Москвы
  27.             Костромская областьШарахова Е.Н. Живая история (о сборнике «Сохрани мои письма») //

районная газета Авангард. — 2020. — № 57.

  28.             СаратовКаменчук И.Л., Геращенко С.А. Обзор Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Война: история и личная трагедия»: сохранение исторической памяти в условиях глобализации//Вестник Саратовского областного Института развития образования. — 2020. — № 3 (23). — С. 111-117.
  29.             СтавропольМасюкова Н.Г., Анисимова А.Б. Проблемы изучения битвы за Кавказ в современной школе и пути их преодоления в преподавании региональной истории // «Преподавание истории в школе». — 2020. — № 10. — с. 62-69.
  30.             ХабаровскБогданова В.Н. История Холокоста на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности // «Преподавание истории в школе». — 2020. — № 10. — с. 70-73.
 
Дистанционная работа с педагогами

В 2020 г. Центр «Холокост» реализовал проект «Авторы победы», целью которого стала не только публикация писем и дневников фронтовиков, написанных в апреле-мае 1945 года в СМИ и на сайте, но и возможность привлечь к поисковой работе педагогов и школьников. Педагоги активно использовали документы личного происхождения при изучении истории Великой Отечественной войны, особенно её последних недель, проведении классных часов и памятных мероприятий. Особенно это стало актуальным при переходе школ и вузов на дистанционное обучение.

Проект «Авторы победы» продолжился в конкурсе «Бессмертные строки», старт которому был дан всем коллективом НПЦ «Холокост». На YouTube-канале «Культура достоинства» была сделана запись чтения писем евреев — бойцов Красной Армии от 9 мая 1945 года. После этого нашим партнерам было предложено подхватить «Эстафету памяти» и сделать видеоролики чтения писем со своими воспитанниками.

В адрес Центра поступило 7 видеороликов из Брянской, Воронежской, Кировской, Ленинградской и Саратовской областей:

  1. Кировская гимназия имени Султана Баймагамбетова (Екатерина Мосина).
  2. Средняя школа № 30 г. Энгельса (Лариса Прокудина).
  3. Средняя школа п. Петровский Краснопартизанского р-на (Ольга Дундина).
  4. Гимназия имени академика Н. Г. Басова г. Воронежа (Виктор Бахтин)
  5. Волго-Вятский колледж информатики, финансов и управления г. Кирова (Ольга Лучинина).
  6. Лицей № 1 имени Героя Советского Союза Дмитрия Езерского г. Жуковка (Ирина Гакова).

В голосовании на сайте Центра «Холокост» за лучший ролик «Эстафеты памяти» приняли участие 170 человек. Победителем был признан ролик ученика 9 класса Гимназии имени академика Н. Г. Басова г. Воронежа Кирилла Григорьева (рук. Виктор Бахтин). Он прочитал письмо Евгения Войскунского, письма которого опубликованы в сборнике «Сохрани мои письма…»

Также в апреле 2020 г. на сайте Центра «Холокост» было организовано голосование за лучший рисунок. Посетителям сайта было предложено выбрать рисунок для обложки будущего сборника работ студентов и школьников «Мы не можем молчать» из числа творческих работ, поступивших на конкурс в 2019 г. По итогам голосования, в котором приняли участие более 200 человек из разных регионов нашей страны в финал вышли 3 работы:

  • Рисунок «Пепел Холокоста» Ирины Зарудневой, студентки ДГУ (Махачкала, Республика Дагестан),
  • Рисунок «Неделимые» Кристины Рудиной, студентки БПОУ УР УРСПК (Ижевск, Удмуртская Республика),
  • Рисунок «Мы должны это помнить!» Екатерины Орищенко, ученицы 9 класса МОУ СОШ № 15 г. Подольска Московской области.

Победителем стал рисунок «Мы должны это помнить!», который по итогам Международного конкурса «Память о Холокосте — путь к толерантности» 2019 года занял 3 место в номинации «Творческие работы».

Пополнение раздела «Методические материалы» активно осуществлялось в течение года. Для размещения на сайте Центра было отобрано 7 спектаклей, 4 творческие работы призёров и победителей конкурса, 12 методических разработок педагогов:

  1. Спектакль «Вечный шах, или ничья длится вечно». Школа № 1311 «Тхия» г. Москвы.
  2. Спектакль «Мальчик в полосатой пижаме». Школа № 167 г. Екатеринбурга.
  3. Спектакль «О жизни или пережить». Гимназия № 33 г. Костромы и Гимназия имени Анны Франк г. Ахен (Германия).
  4. Спектакль «Адресат выбыл». Школа № 167 и ДШИ № 15 г. Екатеринбурга.
  5. Спектакль «Праведники народов мира». Гимназия № 3 г. Оренбурга.
  6. Аудиоспектакль «Дедушкина скрипка». Наталья Агапова, режиссёр и сценарист аудиопрограмм Центра культуры «Пересвет» г. Волгограда. II место в номинации «Работы педагогов».
  7. Литературно-музыкальная композиция «Немаленькие трагедии». Средняя школа № 5 г. Владимира.
  8. Видеофильм «Борис Лифшиц. Жизнь после ада» Екатерины Одеговой (8 класс Ресурсного центра дополнительного образования города Рязани). II место в номинации «Творческие работы». 
  9. «Песня о Холокосте» и видеоклип Павла Алексеева (студент 2-го курса Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова). I место в номинации «Творческие работы». 
  10. Пьеса для симфонического оркестра «Танго» Павла Алексеева (9 класс Шлиссельбургской средней школы № 1). II местов номинации «Творческие работы». 
  11. Короткометражный документальный фильм «Большая трагедия маленького города» Алексея Епифанцева (9 класс Гимназии № 103 города Минеральные Воды). I место в номинации «Творческие работы».
  12. «Авторская разработка мероприятия „Ради детей“, посвящённого годовщине операции Kindertransport». Елена Меркулова, учитель физики Средней школы № 9 города Искитима Новосибирской области. I место в номинации «Работы педагогов».
  13. Образовательный проект «Эхо Холокоста» (сценарий воспитательного мероприятия). Светлана Чуканова, учитель истории и обществознания Средней школы № 1 п. Солнечный Хабаровского края. III место в номинации «Работы педагогов».
  14. Методические рекомендации для учителей истории и обществознания по организации изучения темы Холокоста на уроках и во внеурочной деятельности. Светлана Чуканова, учитель истории и обществознания Средней школы № 1 п. Солнечный Хабаровского края. Участник конкурса в номинации «Работы педагогов».
  15. Методический материал «Преступление Холокоста в международном уголовном праве». Наталия Мороз, к.ю.н., доцент Белорусского государственного университета. Участник конкурса в номинации «Работы педагогов».
  16. Рекомендации по использованию художественных фильмов при изучении темы Холокоста. Сергей Курасов, учитель истории СОШ № 15 г. Владимира.
  17. Авторская методическая разработка урока / внеклассного мероприятия «Альбом Аушвиц». Оксана Цветкова, заместитель директора по УВР Гимназии № 33 г. Костромы, призер конкурса.
  18. Урок памяти: «Холокост: украденное детство». Елена Шарахова, учитель истории и обществознания (Костромская область).
  19. Разработка «Фотокросс „Дорогами Холокоста“». Ольга Петрова, учитель русского языка и литературы (г. Невель Псковской области).
  20. Методическая разработка внеурочного учебного проекта «Белая книга памяти о Холокосте». Софья Гущина.
  21. «Моделирование учебного занятия „Праведники народов мира“». Юлия Першина (Киров).
  22. Образовательный проект «(Не)забытые жертвы войны». Ирина Бернат, Татьяна Гайдук, Людмила Гуринович, Ирина Кашталян, Дарья Косякова и др. (Беларусь).
  23. Методические рекомендации по подготовке и проведению сценария внеклассного мероприятия — конкурса «Почему надо помнить…». Лариса Москвитина (Белгород).

 

Образовательные семинары, круглые столы и конференции в регионах

1СаратовКаменчук И.Л., Геращенко С.А.II Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция учащихся и педагогических работников «Война: история и личная трагедия». Секция «Геноцид. Холокост. Время». 10 работ школьников и 4 педагогические разработки по теме Холокоста.
2КемеровоГенина Е.С.Доклад «Отрицание Холокоста как один из примеров фальсификации истории». Круглый стол «Великая Отечественная война: правда об итогах и последствиях».
3КемеровоГенина Е.С.Онлайн-лекция «Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Сохранение исторической памяти» для студентов КемГУ.
4СтавропольКругов А.И.Доклад «Холокост на территории Ставропольского края». Международная конференция «Содружество народов Кавказа в борьбе с фашизмом: единство фронта и тыла» в СКФУ. 
5АрзгирБендер Елена«Сохранение памяти о трагических событиях, связанных с расстрелом евреев в Арзгирской балке осенью 1942 года». Международная конференция «Содружество народов Кавказа в борьбе с фашизмом: единство фронта и тыла» в СКФУ. 
6Минеральные ВодыАкопян М.Б.Доклад «Опыт изучения темы Холокоста в педагогической деятельности». Международная конференция «Содружество народов Кавказа в борьбе с фашизмом: единство фронта и тыла» в СКФУ. 
 СтавропольМасюкова Н.Г.Доклад «Опыт преподавания Холокоста в школах Ставропольского края». Международная конференция «Содружество народов Кавказа в борьбе с фашизмом: единство фронта и тыла» в СКФУ. 
 НовокузнецкГодунова Е.А.Доклад «ГУЛАГ коснулся каждого из нас» и «Холокост — это и наша история». Практический семинар «Трудные вопросы истории» для учителей гуманитарного цикла средних и начальных школ города и близлежащих населённых пунктов (Институт непрерывного образования города Новокузнецка Кемеровской области).
 КировПершина Ю.В.Доклад «Участие образовательных организаций Кировской области в федеральном проекте «Спасители: подвиг вопреки». Вебинар «Перспективы развития школьного историко-обществоведческого образования», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
 ТамбовПрокудин Ю.П.Выступление о Международном конкурсе «Память о Холокосте — путь к толерантности» и поиске потомков освободителей лагеря Аушвиц. Региональная конференция обучающихся «Славе — не меркнуть. Традициям — жить!», посвященная 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (ТГУ)
 МагнитогорскПотемкина М.Н., Баева Т.В.Агата Чайковска «Польский опыт преподавания фактов массового уничтожения разных народов на уроках истории. Места памяти Холокоста в Польше». Городской научно-методический семинар, посвященный методике преподавания истории геноцидов периода Второй мировой войны (МГТУ).
 Брянская область, РечицаПетровская О.М.Доклад «Опыт сотрудничества с Научно-просветительным центром «Холокост» по реконструкции памятника евреям города Почепа, расстрелянным 16–17 марта 1942 года». Районный семинар заместителей директора по воспитательной работе на тему «Патриотическое воспитание учащихся в рамках Года памяти и славы».
 СамараНайда С.Г.Доклад Холокост: память и предупреждение. Областная научно-методическая конференция «Великий подвиг великого народа: к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне».
 МоскваГусев В.Е.Доклад «Жизнь, отданная детям: педагогические идеи и подвиг Януша Корчака». Международная конференция в Московском университете им. С.Ю. Витте.
 РязаньЩеголева Л.А.Отчет о летнем семинаре Центра «Холокост», Методы и формы по изучению темы Холокоста в доп. образовании, просмотр и обсуждение фильма «БРУТ».

Областной семинар «Эффективное использование современных образовательных технологий, как инструмент повышения качества и доступности при изучении темы «ХОЛОКОСТ»

 Москва Международная научная конференция «75-летие Великой Победы: память, уроки, противодействие фальсификациям», МПГУ:

— Бурачевская О.Л. (зам.директора средней школы № 32 г. Могилева, Республика Беларусь). Холокост — история и современность.

— Иванов Вячеслав Александрович (к.и.н., младший научный сотрудник отдела «Мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941–1944 гг. 13 Концлагерь “Красный”» Центрального музея Тавриды, с. Мирное). Концлагерь «Красный»: геноцид, сопротивление, возмездие.

Маковская Д.В. (к.п.н., директор Научного геоинформационно-картографического центра Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета). Дискурс геноцида в виктимизации этнических общностей.

— Першина Ю.В.(к.и.н., доцент кафедры предметных областей Института развития образования Кировской области). Формы сопротивления евреев нацистской политике уничтожения в годы Холокоста: педагогический аспект.

— Пигалева Н.П. (к.и.н., зав. кафедрой теории и методики обучения Костромского областного института развития образования). Формирование системы изучения истории Холокоста: от опыта учителя — к опыту региона.

— Стойчева В.П. (доктор, доцент, преподаватель кафедры «Новая и новейшая история Болгарии» исторического факультета Великотырновского университета имени Святых Кирилла и Мефодия, г. Велико-Тырново, Болгария). Дискуссионные аспекты изучения политики в отношении еврейского населения в Болгарии в годы Второй мировой войны.

— Терушкин Л.А. (зав. Архивным отделом НПЦ «Холокост»). Свидетельства о Холокосте и других преступлениях нацизма в тыловой и фронтовой переписке 1941–1945 гг.

— Хавкин Б.Л. (д.и.н., профессор Академии военных наук, профессор РГГУ, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, редактор отдела журнала «Новая и новейшая история», г. Москва). От польского плана «Мадагаскар» до нацистского «окончательного решения еврейского вопроса».

— Костерин С.В.(к.и.н., методист Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий, г. Москва). Поляк и еврей: проблемы сосуществования. «Геноцид» польских евреев поляками как миф (1933–1945 гг.)

 
Проект «Освободители».

В 2020 г. было создано и размещено на сайте «Освободители» 100 личных карточек. Активно помогали в поиске новых персоналий Ольга Шалагина (Вологда) и Анетта Филиппова (Чебаркуль). Также были обнаружены публикации воспоминаний освободителей Аушвица в местных газетах (Челябинск).

 
Организационная работа
  • В 2020 г. отобрано и размещено на сайте Центра «Холокост» 832 единицы информации о реализации образовательной программы.
  • Сделаны рассылки писем партнерам Центра с информацией о проекте «Авторы Победы», новых информационных и методических ресурсах по теме Холокоста (1605 адресов), о конференциях, онлайн-опросе и других мероприятиях Центра (1546 адресов), методические рекомендации о проведении Международного дня памяти жертв Холокоста в регионы РФ (1350 адресов), методические рекомендации по работе с выставкой «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение» (82 адреса), бюллетеня № 85,86,87 (1783 адреса).
  • Проведена 151 консультация по образовательным программам Центра.
  • Составлены и отправлены письма в Министерство просвещения РФ о Календаре образовательных событий на 2020–2021 учебный год и Международном конкурсе «Холокост: память и предупреждение», Министерство науки и высшего образования РФ о Международном конкурсе «Холокост: память и предупреждение».
  • Проведено онлайн-анкетирование партнеров, педагогов, региональных представителей сотрудничающих с Центром: Реализация проектов Центра «Холокост»: опыт, проблемы и перспективы.
  • Составлено и отправлено письмо в РИО о памятном знаке Марии Скобцовой в Париже.
  • Составлен рекламный текст о деятельности Центра «Холокост» для размещения в журнале «Образование Смоленщины».
  • Размещение информации о деятельности Центра «Холокост» в социальных сетях, ведение страницы Центра в Фейсбуке.
 
Издательская деятельность

Руководитель образовательных программ Светлана Тиханкина приняла участие в составлении и редактировании следующих изданий Центра «Холокост» и партнеров:

 
Результаты онлайн-анкетирования

В июне 2020 г. был проведен онлайн-опрос «Реализация проектов Центра «Холокост»: опыт, проблемы и перспективы», в котором приняло участие 273 человека.

Большая часть респондентов узнает новости о деятельности Центра «Холокост» из рассылки по электронной почте (83,2%) и бюллетеня (54,9%). Наиболее полезными для профессиональной деятельности являются такие формы работы Центра, как Международный конкурс работ о Холокосте (70,3%), летний семинар в Москве и Подмосковье «Уроки Холокоста — путь к толерантности» (65,6%), зарубежные стажировки (62,6%), Международная конференция «Холокост: память и предупреждение» (56%), а также образовательные семинары в регионах (55,3%) и передвижная выставка «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение» (53,5%).

Большинство респондентов положительно оценило информативность сайта Центра «Холокост», его наполненность и содержательность. Наибольшей популярностью у читателей сайта пользуются издания Центра «Холокост» (76,6 %), опыт регионов по преподаванию темы Холокоста, сохранению памяти о жертвах Холокоста и др. (67 %), информация о международном конкурсе «Память о Холокосте — путь к толерантности» (63,7 %) и новости о деятельности Центра (60,4 %).

В тоже время большинство участников опроса заходят на сайт Центра 1 раз в месяц (40,7 %), одна треть опрошенных — 1 раз в неделю.

Нас очень интересовал вопрос о том, в каких проектах Центра «Холокост» принимали участие наши респонденты. Самое большое количество ответов (68,5 %) получил Международный конкурс «Память о Холокосте — путь к толерантности». На втором месте (67 %) — проведение мероприятий в своем регионе в Международный день памяти жертв Холокоста. 28 % опрошенных написали, что принимали участие в экспонировании выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение». Огорчает, что только 13,2 % наших партнеров подключились к проекту «Освободители».

Из 273 человек, принявших участие в опросе, 16,8 % прошли обучение на стажировках в Доме Ванзейской конференции (Германия) и 5,5 % в Яд Вашем (Израиль), 63 % не принимали участия в зарубежных стажировках.

Мы получили большое количество положительных отзывов о работе Центра, а также ценные предложения и рекомендации, направленные на совершенствование и повышение эффективности всех наших программ.

Предложения партнеров:

  • активнее привлекать к работе региональных представителей, проводить больше мероприятий в регионах, отражать региональную историю по теме Холокоста в материалах на сайте;
  • необходимы онлайн-консультации по подготовке работ на Конкурс;
  • проводить вебинары к памятным датам с методическими рекомендациями;
  • проводить онлайн-семинары, лекции;
  • создать сеть школ исторической памяти по теме Холокоста;
  • проводить научно-практические конференции с публикацией в сборнике материалов;
  • создать постоянно действующий кинолекторий и литературную гостиную;
  • продумать работу со студентами;
  • проводить заочную олимпиаду по истории Холокоста, другие конкурсы для школьников;
  • выкладывать на сайт лучшие конкурсные работы, методические разработки;
  • -оздать онлайн-выставку творческих конкурсных работ и др.

ИТОГО: участвовали в образовательных программах (охват и учащиеся и преподаватели) –

ГодКол-во человек
201714010
2018170415
2019200054
2020355355
 
приложения

Приложение 1.

РегионОтветственный2017 год2018 год2019 год2020 год
      1.             Алтайский крайЛесных Т.В.41
      2.             Белгородская областьМосквитина А.А.14017311585
      3.             Брянская областьЧерепкова Н.М.44575624
      4.             Владимирская областьМорозова О.Е.24
      5.             Вологодская область 2627
      6.             Воронежская областьТимофеева Н.П.21 
      7.             Еврейская автономная областьФайн Т.А.25236454
      8.             Кемеровская областьГенина Е.С.

Леухова М.Г.

16131014
      9.             Кировская областьПершина Ю.В.1316357
  10.             Костромская областьПигалева Н.П.188421
  11.             Ленинградская областьАфанасьева Г.В.20252310
  12.             Липецкая областьБурцева Е.В.91716
  13.             Новгородская областьАсташкин Д.Ю., Ковалев Б.Н.381812 
  14.             Оренбургская областьСарана Светлана Викторовна   63
  15.             Орловская областьСамарина М.И.61
  16.             Пермский крайКимерлинг А.С.   10
  17.             Псковская областьПасман Т.Б.321241924
  18.             Республика БурятияЦыренова М.Г.36151320
  19.             Республика КарелияЦветкова М.В.225
  20.             Республика КалмыкияДадинова В.Б.20  
  21.             Республика МордовияРогозин А.В.24414031
  22.             Республика ТатарстанХакимова Н.В.3
  23.             Республика ЧувашскаяСавельев Андрей2537 
  24.             Ростовская областьМирошникова Л.Д.3 
  25.             Рязанская областьОдегова Е.А.11819149
  26.             Санкт — ПетербургБеликова Е.248
  27.             Саратовская областьКаменчук И.Л.43835754
  28.             Свердловская областьБабич Э.А.24120
  29.             Ставропольский крайМасюкова Н.Г.77807321
  30.             Тамбовская областьПрокудин Ю.П.61824831
  31.            ТТверская областьБелова А.В.   4
  32.             Томская областьГорских О.В.13
  33.             Тульская областьОрденарцева Е.В.  24290
  34.             Удмуртская РеспубликаЗамятина Н.М.  197
  35.             Челябинская областьКузнецов В.М.83126108156
  36.             Ярославская областьЕрмаков А.М., Макарцова С.Ф.1091114
  37.             БеларусьПолякова И.Д.105 40 
Всего работ на региональном конкурсе 901100111121101

 

Приложение 2.

Победители и призёры XX международного конкурса «Холокост: память и предупреждение»

Номинация «Творческие работы»

1 место: Ефимова Дарья Евгеньевна, ученица 10 класса МАОУ СОШ 9 г. Искитим Новосибирской области. Письмо Нобелевскому лауреату, профессору биохимии Эрику Ричарду Канделю. (Научные руководители: Меркулова Елена Александровна, Скидан Наталья Анатольевна).

2 место: Шуков Антон Юрьевич, студент 4 курса УО «Гродненский государственный музыкальный колледж». Антон Шуков. Диптих для скрипки соло. Продолжая великую традицию: соло скрипки в музыке о Холокосте Л. Абелиовича, Э. Тырманд, М. Вайнберга. Авторское музыкальное произведение и эссе о музыке. (Научный руководитель: Двужильная Инесса Фёдоровна).

3 место: Тумасян Анна Артуровна, студентка 3 курса ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж». Видеоклип «Помним». (Научный руководитель: Максимец Светлана Владимировна).

3 место: Гурьянова Софья Олеговна, ученица 10 класса МАОУ «Лицей № 46» г. Уфы Республики Башкортостан. Рассказ «Ненависть». (Научный руководитель: Макарова Евгения Николаевна).

Номинация «Методические разработки педагогов»

1 место: Цветкова Оксана Николаевна, заместитель директора по УВР «Гимназия № 33 г. Костромы имени знаменитого земляка маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза А. М. Василевского». «Освобождение Венгрии и спасение узников гетто в зеркале дневников, писем и воспоминаний».

2 место: Гуринович Людмила Михайловна, учитель истории и обществоведения «Беловежская средняя школа» Каменецкого района Брестской области Республики Беларусь. «Дневник из гетто. Преподавание истории Холокоста на основе творческих работ учащихся».

3 место: Каратаева Татьяна Алексеевна, учитель истории и обществознания МОАУ «Гимназия №3» г. Оренбурга. Сценарий внеклассного мероприятия (спектакля) по истории для учащихся 9-11 классов «Вечер памяти жертв Холокоста»

3 место: Петрова Ольга Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия г. Невеля» Псковской области. Проект «Помним прошлое. Строим будущее».

Номинация «Работы школьников»

Победители и призеры определены по итогам международной конференции школьников «Холокост: память и предупреждение» (25–27 января)

1 место: Сысоева Дарья, ученица 11 класса МКОУ «Кировская СОШ № 1» (Ленинградская обл.): «Холокост на Ленинградской земле» (Научный руководитель: Афанасьева Галина Владимировна).

2 место: Кайтмазова Яна Алановна, ученица 11 класса МОУ «Травниковская СОШ» (Челябинская обл.): «Одной дорогой через Аушвиц» (Научный руководитель: Филиппова Анетта Александровна).

3 место: Беззубенкова Ирина Владимировна, ученица 10 класса МАОУ «Речицкая СОШ» (Брянская обл.): «Холокост и танцевальное искусство» (Научный руководитель: Гончарова Оксана Петровна).

Номинация «Работы студентов» 

Победители и призеры определены по итогам международной конференции студентов и молодых ученых «Холокост: память и предупреждение» (27–29 января). 

1 место: Шестакова Софья Сергеевна, студентка Кемеровского государственного университета (г. Кемерово): «Особенности отрицания Холокоста на Ближнем Востоке и в Северной Африке (на примере арабских стран)» 

2 место: Ковалева Лия Дмитриевна, магистрантка Тверского государственного университета (г. Тверь): «Языковое поведение евреев-узников как одна из стратегий выживания в лагере смерти Аушвиц-Биркенау» 

3 место: Федусова Алина Алексеевна, аспирантка Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (г. Нижний Новгород): «Феномен музыки концлагеря Терезиенштадт сквозь призму критических заметок В. Ульмана» 

3 место: Кровицкая Анастасия, студентка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва — г. Нур-Султан, Казахстан): «Историческая память о Холокосте и российское студенчество. Анализ социологического исследования».