Как начался Холокост: леденящее кровь напоминание о том, что нацисты действовали не в одиночку

Что приходит на ум, когда вы слышите слово «Холокост»? Этот вопрос открывает фильм Джеймса Булгина «Как начался Холокост» на «BBC Two».

Скорее всего, вы вспомните что-то вроде Аушвица и нацистов, руководивших организованными массовыми убийствами. Но Булгин, историк из Императорского военного музея, хотел показать нам нечто иное. Массовые расстрелы евреев начались в 1941 году, когда немцы завоевывали территорию СССР. Многие из этих убийств были совершены гитлеровскими айнзатцгруппами. Но леденящая душу правда, представленная здесь, заключалась в том, что они не действовали — фактически не могли — действовать в одиночку. Им нужна была не просто молчаливая поддержка мирного населения, а его активное участие. Простые люди содействовали, а иногда и осуществляли массовые убийства мужчин, женщин и детей.

Документальный фильм содержал ужасающие кадры — «домашнее кино», снятое немецким солдатом, — людей загоняли в рвы и стреляли в голову. Зрители собираются вокруг, курят и разговаривают, чтобы посмотреть. Это было ужасно видеть. Но столь же незабываемыми были слова Фаины Куклянски, чью бабушку схватили в Алитусе, Литва, и увезли в лес вместе с 2500 другими, чтобы убить. Куклянский обнаружила, что это сделали местные горожане и даже школьники: «Это подтверждает то, что мне говорил мой дядя… Вероятно, его мать убили его одноклассники».

Масштаб участия местного населения становится ясен, когда Булгин говорит, что подразделение айнзатцгруппы в этом месте состояло всего из шести человек. Цифры продолжали поступать: в другом месте на Украине, где теперь участвовали СС, евреев расстреливали со скоростью 1600 человек в час в течение двух дней. По словам Булгина, именно тогда нацисты начали понимать, что массовые расстрелы неприемлемы, и начали разрабатывать альтернативы, которые были бы как более эффективными, так и более незаметными. Видимо, немцев беспокоило, что расстрелы пагубно сказываются на психическом здоровье солдат. Некоторые страны не хотят признавать это позорное прошлое.

Литовская писательница заявила, что ее заклеймили как предательницу за то, что она написала об этом, и плевали в нее на улице. Но крайне важно, чтобы мы понимали, как мог развиваться Холокост; обвинять во всем только нацистов — значит закрывать глаза на темную сторону человеческой натуры.

См.источник.