Материал любезно предоставлен Tablet
«Писать стихи после Аушвица — это варварство». Так заявил философ Теодор Адорно в последнем абзаце эссе 1951 года «Критика культуры и общество». Эта строчка, бесспорно, самое скандально известное высказывание Адорно, но и, будучи вырвано из контекста, самое недопонятое. (По сути, оно развивает более диалектическую максиму из последнего эссе Вальтера Беньямина «О понятии истории»: «Всякое свидетельство цивилизации одновременно есть и свидетельство варварства».)
Прежде я и сам неправильно понимал Адорно. В эссе о «Маусе» Арта Шпигельмана я привел цитату из Адорно в том смысле, что любое искусство, обращающееся к травме катастрофой Аушвица, не иначе как варварство — памятуя о том, что на немецком barbarisch также означает «дикий», «нецивилизованный» и «жестокий». Помимо графического повествования Шпигельмана о фантастических животных (поначалу многие издательства отвергли его за дурной вкус), я привел в качестве примера цитату из сборника едко язвительных воспоминаний Тадеуша Боровского об Аушвице «У нас в Аушвице» и чрезмерно долгого (и резкого) документального фильма Клода Ланцмана «Шоа». Но тогда я еще не видел самого жестокого, вызывающего и вопиющего примера искусства после Аушвица — работ художественного движения NO!art , основанного Борисом Лурье (1924–2008).