Марек Эдельман: «У равнодушия и преступления одно имя»

Марек Эдельман.

27- 28 апреля в Израиле и во многих странах мира будут отмечать Йом Шоа  — День памяти евреев  — жертв нацизма и героев сопротивления.

Он приурочен к годовщине восстания в Варшавском гетто, первому крупному городскому восстанию в оккупированной нацистами Европе, начавшемуся 19 апреля 1943г. и продолжавшемуся несколько недель.

Легендарный Марек Эдельман (1919 — 2009 гг.), один из руководителей этого восстания, до начала 90-х редко давал интервью: далеко не обо всем в его стране можно было говорить открыто. Лишь после краха социализма в Польше он с горечью констатировал: «Население Варшавы относилось к нам в лучшем случае безразлично, а часть  — и враждебно. Конечно, были такие, кто стоял в гарнизонном костеле и, видя горящее гетто, плакал, но их было мало. Остальные рядом катались на карусели».  
 
Этой же метафорой, о «катающихся на карусели», М.Эдельман закончил свое яркое выступление на открытии организованного Центром «Холокост» первого московского симпозиума «Уроки Холокоста и современная Россия» в апреле 1994 г.:
 
«Защита Варшавского гетто не была совершенно неожиданным событием. Она явилась следствием четырехлетней борьбы людей, находившихся в нечеловеческих условиях; тех, кого «победители», согласно их идеологии, не считали людьми.
 
… демократический мир отвечал равнодушием на геноцид, позорящий не только убийц, но и тех, кто бездеятельно и бесстрастно наблюдал за преступлением. Они знали, что что для них тоже могла возникнуть угроза, а вели себя так, будто такой угрозы не существует».
 
Перечислив события в Камбодже, Биафре (Биафро-нигерийская война), бывшей Югославии, Марек Эдельман продолжал: 
«Европа ведет себя, как беззаботный гуляка, катающийся на карусели, установленной под стенами гетто, за которыми люди гибнут в пожарищах. У равнодушия и преступления одно имя. Поэтому сегодня стоит вспомнить карусель у стен пылающего гетто, вспомнить его защитников, которые с течением времени, может быть, заставят мир обратить внимание на геноцид. Лишь бы это предупреждение смогло уберечь нас от гибели цивилизации, гуманизма, прогресса».
 
Ежегодно, 19 апреля, Марек Эдельман приезжал из Лодзи в Варшаву с  букетом нарциссов — сначала приносил их в развалины гетто, потом к памятнику восставшим. 
 
…19 апреля 2018 г., я оказался в Варшаве, у этого памятника. Того самого, перед которым встал на колени в знак покаяния и примирения канцлер ФРГ Вилли Брандт.  До позднего вечера на улицах города можно было встретить молодых людей со значками в виде цветов, напоминавших шестиконечные желтые звезды. Мой друг Рафал объяснил: «Это  — знак уважения и благодарности Мареку Эдельману и его желтым нарциссам. Около 1 000 волонтеров раздают их всем желающим. Так молодежь узнает о восстании».
 
Когда его спрашивали, почему он – единственный из уцелевших борцов гетто –  не уехал из Польши, Марек Эдельман отвечал: «Здесь похоронен мой народ. Я остался потому, что я – хранитель еврейских могил». 
 
Известный хирург не уехал из Польши и после разгула государственного антисемитизма в 1968 году, несмотря на то, что решение эмигрировать приняли его жена и дети. Он остался в Польше, ибо не признавал за властями права указывать, где и как ему жить.  
 
Марек Эдельман  — символ не только героизма, но и внутренней свободы. К нему в полной мере относятся слова Василия Гроссмана из написанного в апреле 1948-го года и оставшегося неизданным при жизни автора очерка «Памяти восстания в Варшавском гетто»: «Солдаты Варшавского гетто! Вы стоите в строю бессмертных! Вы бессмертны, как бессмертна свобода!».