На прошлой неделе министр внутренних дел Германии Нэнси Фезер нервно заметила, что антисемитизм в ее стране сохраняется «не только на периферии, но и в самом сердце нашего общества».
В этом году в Германии, безусловно, было достаточно антисемитских инцидентов, чтобы придать опасениям Фезер материальную основу. Так, 12 декабря была опубликована статистика антисемитских инцидентов в Берлине за первую половину 2022 года. По данным берлинского офиса организации по мониторингу антисемитизма RIAS, за первые шесть месяцев этого года в столице Германии произошло 450 антисемитских инцидентов — по сравнению с 527 за тот же период 2021 года, когда происходили гневные демонстрации против войны между Израилем и ХАМАСом в Газе, но все еще тревожно много в городе, где живет около 11000 евреев, и в стране, где власти обеспокоены тем, что количество актов насилия на почве антисемитизма, о которых на самом деле сообщается, является лишь «верхушкой айсберга».
Цифры, опубликованные 12 декабря, включают 97 нападений на отдельных евреев или израильтян, некоторые из которых сопровождались физическим насилием, все они были связаны с антисемитскими оскорблениями и издевательствами. По данным RIAS, 78 жертв в этих случаях были евреями или израильтянами, а остальные были представителями прессы, НПО или полиции, которых нападавшие принимали за евреев. 44-страничный отчет RIAS содержит яркие примеры нападений и оскорблений, с которыми евреи в Берлине сталкивались из месяца в месяц. Только в марте произошло три инцидента, связанных с насилием, в том числе сломанный нос израильской туристки, которую ударили кулаком после того, как они услышали, как она говорит на иврите во время шоппинга. Нападение на еврея в хостеле, когда нападавший заставил его произносить слова «Свободная Палестина» и избиение пожилого еврея, который ехал в городском метро.
Хотя многие инциденты были вызваны израильско-палестинским конфликтом, еще несколько были связаны с отрицанием Холокоста — преступлением в Германии — и злоупотреблением Холокостом активистами, протестующими против мер общественного здравоохранения, введенных правительством для противодействия пандемии Covid-19. Мемориал Холокоста в берлинском районе Вильмерсдорф был осквернен словами «фейковые новости» в январе, а граффити, обнаруженные в парке в районе Панков в мае, гласили: «Вчера «Циклон Б» (ядовитый газ, использовавшийся нацистами для истребления евреев и других заключенных), сегодня вакцинация».
Растущая готовность правонарушителей обнародовать свои антисемитские убеждения отражает дальнейшее размывание послевоенного табу на антисемитизм, которое кристаллизовалось после Холокоста. Согласно данным, опубликованным Федеральным управлением уголовной полиции в октябре, в 2022 году по стране уже было зарегистрировано более 1500 антисемитских инцидентов — в среднем по пять в день. В то же время немецкие СМИ весь год пестрели заголовками об антисемитизме. Многие из этих сообщений были сосредоточены на насилии или оскорблении отдельных евреев, такие как история членов правого националистического студенческого братства, которые на прошлой неделе получили условные сроки за избиение студента – еврея, или антисемитские оскорбления, которым подверглись члены команды еврейского молодежного футбольного клуба на матче с местными соперниками в Берлине.
Антисемитские идеи также были важным компонентом сорванной попытки ультраправого переворота, раскрытого властями Германии на прошлой неделе. Антисемитская риторика прозвучала даже в присутствии лидера страны Олафа Шольца. В июне недовольный, но молчавший Шольц стоял рядом с президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом на пресс-конференции в Мюнхене, где последний обвинил Израиль в совершении «50 холокостов» против палестинцев. Согласно рабочему определению антисемитизма Международного альянса в память о Холокосте (IHRA), которое было одобрено правительством Германии, «сравнение современной политики Израиля с политикой нацистов» считается антисемитским.
Большую часть лета в немецкой прессе доминировала череда антисемитских скандалов на престижной выставке современного искусства «Documenta» в городе Кассель. Выставка, финансируемая из федерального бюджета, которая проводится раз в пять лет, курировалась коллективом индонезийских артистов, некоторые из которых связаны с антиизраильской кампанией «Бойкот, изъятие инвестиций и санкции (BDS)». Поскольку выставка проходила с июня по сентябрь, шокированным посетителям регулярно демонстрировали антисемитские произведения искусства, в том числе мураль с классическими антисемитскими карикатурами и триптих, изображающий человека в кипе, протягивающего большие мешки с деньгами.
Помня о своей особой ответственности по защите от антисемитизма в рамках своей приверженности сохранению памяти о Холокосте, правительство Германии в конце прошлого месяца опубликовало свою национальную стратегию борьбы с антисемитизмом. Стратегия выделяет пять основных областей вмешательства: сбор данных, профилактическое образование, популяризация памяти жертв Холокоста, ужесточение наказаний для преступников-антисемитов и общее ознакомление с еврейской историей и культурой. Феликс Кляйн, высокопоставленный федеральный чиновник, которому поручено бороться с антисемитизмом, заявил 30 ноября, что стратегия была одобрена в критический период, после пандемии и в связи с более поздними антисемитскими заявлениями, распространяющимися относительно влияния событий на Украине на поставки газа в Германию. «Антисемитизм — один из тех якобы простых ответов, — заметил Кляйн. Он описал антисемитизм как «структуру восприятия, которая дает неправильные и опасные ответы на сложные социальные и политические явления, особенно во время кризиса». Несмотря на то, что в Европе мало признаков облегчения по поводу экономики или влияния кризиса на Украине, основные проблемы, выявленные Кляйном, могут еще больше укорениться, поскольку Германия вступает в 2023 год с очень реальной перспективой того, что, когда дело доходит до антисемитизма, следующий год вполне может быть хуже, чем предыдущий.