Международный марш живых объявил о партнерстве с Фондом «Аушвиц-Биркенау» и Мемориалом Аушвица в глобальной кампании по сохранению около 8000 пар обуви, принадлежащей детям, в основном – евреям, подавляющее большинство которых было убито в нацистском концентрационном лагере смерти Аушвиц.
Фонд объявил, что без немедленной консервации эта обувь может исчезнуть как историческое свидетельство жизни и смерти. Благодаря первоначальному пожертвованию от Фонда Нейшлос будет проведена работа по сохранению обуви, в то время как была запущена глобальная кампания в поддержку текущего проекта. Выжившие в Аушвице-Биркенау Арье Пинскер и Богдан Барниковски, которые были детьми, когда прибыли в лагерь, приняли участие в церемонии, которая состоялась в Консервационных Лабораториях в Мемориале Аушвица. Вместе с ними на церемонии присутствовали генеральный директор Фонда «Аушвиц-Биркенау» Войцех Сочевица, директор Мемориала Аушвица доктор Петр М. Цивинский, президент Международного марша живых Филлис Гринберг Хайдеман, а также основатель и президент Фонд Нейшлоса, Эйтан Нейшлос.
В рамках церемонии Арье Пинскер рассказал, как он потерял всю свою семью в газовых камерах Аушвица II-Биркенау, кроме старшего брата, который спас ему жизнь. Арье был частью эксперимента, проведенного немцами над еврейскими детьми в лагере. Из 1000 детей, находившихся в его бараке во время экспериментов, только четверо пережили войну. Арье расплакался, увидев крошечные туфли, и сказал: «Мне так тяжело смотреть на эти туфли. Я вижу их и думаю, может, туфли моих сестер-близнецов тоже здесь».
Председатель Международного марша живых д-р Шмуэль Розенман и президент Филлис Гринберг Хайдеман заявили: «Когда мы получили запрос от Фонда Аушвиц-Биркенау на сохранение обуви детей, убитых в лагере, было ясно, что это моральное обязательство, которое мы должны взять на себя. Мы рассматриваем сохранение обуви этих невинных детей как вечное свидетельство жестокости нацистского режима, а также как важную образовательную инициативу. Мы верим, что все, кто когда-либо участвовал в Марше живых и другие люди по всему миру, захотят принять участие в сохранении памяти о детях и защите этих ветшающих артефактов этой мрачной главы в истории».
Приблизительно 1,1 миллиона человек со всей оккупированной немцами Европы, из которых 1 миллион были евреями, были убиты в Аушвице-Биркенау. Среди 1,3 миллиона человек, депортированных в Аушвиц, было около 232 тысяч детей в возрасте до 18 лет: 216000 евреев, 11000 рома и синти, более 3000 поляков, более 1000 белорусов и некоторые русские, украинцы и другие. Наибольшее количество детей прибыло в лагерь во второй половине 1942 года из Словакии, оккупированной Франции (лагерь Дранси), Нидерландов и Бельгии, а затем в 1944 г., когда евреев депортировали из Венгрии. Большинство из них были евреями, которых по прибытии сразу же убивали в газовых камерах. Среди отобранных для работы иногда было небольшое количество детей, мальчиков и девочек, которые выглядели старше своих лет. Иногда сами дети, по совету взрослых, прибавляли себе годы, пытаясь убедить селекционеров в том, что они способны к каторжному труду, чувствуя, что это их единственный шанс выжить.
Когда 27 января 1945 года советские войска освободили Аушвиц, в лагере осталось всего около 500 детей в возрасте до 15 лет, страдающих от болезней и недоедания.
Проект сохранения
Проект консервации продлится два года. Международный марш живых объявил о кампании по сбору средств для этого проекта под девизом «От сердца к подошве». Первоначальный взнос для старта этой инициативы был получен от Эйтана Нейшлоса, основателя и президента Фонда Нейшлоса, внука переживших Холокост. Эйтан является основателем и послом организации Марш живых в странах Персидского залива и представлял третье поколение на Марше живых 2022 года, неся с собой оставленную ему коробку из-под обуви, принадлежащую его покойной бабушке Тамаре Зиссерман, содержащую ее воспоминания о Холокосте. Эйтан Нейшлос заявил: «Во многих случаях крошечные туфли, оставленные в Аушвице, — это все, что осталось от маленьких еврейских детей, убитых нацистами. В этих ботинках они делали свои последние шаги, когда их вырывали из рук матерей и вели на бойню. С них безжалостно сорвали обувь, как и их имена, их мечты и будущее. Сохраняя эти туфли, мы сохраняем память о еврейских детях, которые были примером, пожалуй, самой ужасающей жестокости нацистов. Наша обязанность как следующего поколения – сохранить их память и дать им голос из тьмы. Настало время для нашего поколения сделать все возможное, чтобы сохранить память о жертвах и почтить память драгоценных живых выживших».
Директор Мемориала Аушвица, президент Фонда «Аушвиц-Биркенау» доктор Петр М. А. Цивинский, рассказал, что на передвижной выставке «Аушвиц. Не так давно. Не так далеко», созданный совместно с Мемориалом Аушвица, одним из объектов, который больше всего вызывает эмоции у посетителей, является детская туфля с носком. Самый большой зал, где выставлено несколько тысяч туфель, отдан самым маленьким жертвам. «В этом нет ничего удивительного, ведь через трагические судьбы детей в лагере мы имеем возможность заглянуть в безграничные глубины человеческого зла в Аушвице. Убийство более 200000 детей в Аушвице невозможно постичь. Эта жестокость и несправедливость не может быть объяснена никакой политикой, ни одной идеологией, ни одним мировоззрением. Контраст между жестокостью и черствостью взрослого мира, пожалуй, наиболее ярко проиллюстрирован в Аушвице именно в сопоставление с доверчивыми, любознательными, невинными и беззащитными детьми, брошенными в непонятный им мир, и этот мир сохраняется в каждом ботинке. После стольких детей остались только эти туфли. Вот почему мы должны сделать все, чтобы сохранить их как можно дольше».
Генеральный директор Фонда «Аушвиц-Биркенау» Войцех Сочевица отметил: «Крошечные туфли самых юных жертв Аушвица являются особым символом совершенных там преступлений. Они требуют сохранения, как и все другие личные вещи, сохраненные реставраторами Музея, но вызывают у нашего поколения чувство еще большей ответственности за их сохранение для будущего. Вот почему Фонд «Аушвиц-Биркенау» решил инициировать эту уникальную кампанию, чтобы обеспечить финансирование процесса консервации всей детской обуви, о которой заботится музей. Я хотел бы поблагодарить доноров Фонда и, в частности, Международный Марш живых за их партнерство — они работают уже более 30 лет, чтобы почтить память жертв, убитых в концлагерях».