С 12 по 19 июля в Израиле проходит стажировка магистрантов и аспирантов, в диссертациях которых представлена тема Холокоста. Организаторы – Международный научно-образовательный центр истории Холокоста и геноцидов РГГУ совместно с Центром «Холокост» и Институтом изучения и преподавания Холокоста «Шем Олам». Участники стажировки – 9 магистрантов и аспирантов из университетов России (РГГУ, МГИМО, ИВИ РАН, НИУ ВШЭ, государственные университеты Владимира, Саратова и Твери), а также Армении и Германии. Они были отобраны по итогам проведения в Москве в октябре 2017 г. Международной школы молодого ученого «Преодоление социокультурных угроз в исторической динамике: опыт изучения антисемитизма, Холокоста и геноцидов», реализованной при поддержке гранта Российского научного фонда (проект №17-78-30029), а также Международного конкурса работ по теме Холокоста.
Стажировка началась в Тель-Авиве с обширной экскурсии по городу, блестяще проведенной известным гидом Розой Златопольской. Ребята познакомились с историей появления одного из самых известных городов Израиля, осмотрели живописную набережную и исторический центр – Яффо. День завершился знакомством с организаторами за ужином в ресторане на берегу Средиземного моря.
13 июля, первый рабочий день, ограничился двумя лекциями, оказавшимися, однако, весьма содержательными. Первым выступал профессор Боаз Коэн, научный директор Института «Шем Олам», который прочел вводную лекцию на тему «Израильское общество и Холокост». Неудивительно, что Холокост пронизывает все израильское общество, и постоянно присутствует не только в академической среде, но особенно остро встает в политических и общественных дебатах. Холокост как метафора используется в различных контекстах (вплоть до протестных митингов, когда несогласные с политикой правительства нашивают на одежду желтые звезды и устраивают шествия). Но самое удивительное, что эта особенная, возможно, самая трагичная страница истории евреев преломляется и в еврейском юморе.
Лекция профессора Зэева Ханина, главного научного консультанта Министерства Абсорбции, была посвящена анализу нарративов о Холокосте в среде русских эмигрантов в Израиле. Значительная ее часть касалась и истории становления памяти о Холокосте в Израиле. В первые послевоенные десятилетия значение имела исключительно героическая память о том, как евреи сражались за свою независимость. Безответные жертвы истребления в эту картинку не вписывались, многие уже жившие в Палестине евреи в начале 1940-х гг. говорили, дескать, «мы предупреждали европейских собратьев, что надо уезжать, они сами выбрали свою судьбу». Прибывшим беженцам в первые послевоенные годы было предложено фактически забыть о страданиях. Любопытно, что к 1945 г. еврейское население Палестины составляло около 400 тыс. человек, в ближайшие годы прибыло порядка еще 350 тыс. беженцев, которые радикальным образом изменили социальную структуру общества. В 1948 г. пережившие Холокост, впрочем, составляли половину израильской армии. Ситуация стала меняться под влиянием событий шестидневной войны 1967 г. Сегодня существует два подхода в понимании Холокоста, условно определяемые как «американский» и «иерусалимский». В первом случае речь идет о том, чтобы Холокост стал общей метафорой, позволяющей говорить о различных геноцидах и других примеров вопиющего нарушения прав человека. Представители второй же делают акцент на беспрецедентности Холокоста. Вопрос здесь не в невозможности сопоставления геноцидов вообще, а в нежелании тривиализировать трагедию.
Несомненно, эти лекции имели большое значение с точки зрения понимания Холокоста и становления памяти о нем. Особенно актуально это для России, где трагедия евреев неразрывна сопряжена с трагедией мирного населения оккупированных нацистами территорий. Участники стажировки забрасывали вопросами лекторов, а также в процессе занятий высказывали свои идеи и гипотезы об обсуждаемых проблемах.
Семинар продолжится в воскресенье на базе кибуца Сдом Ям в Кесарии на базе Института «Шем Олам». Завершение же пятницы и суббота, по израильской традиции, стали выходными. Шабат шалом!
Мария Гилева, аспирант РГГУ, Константин Пахалюк, магистрант МГИМО
На фото:
1. Участники стажировки
2. Лекция Зэева Ханина
Стажировка началась в Тель-Авиве с обширной экскурсии по городу, блестяще проведенной известным гидом Розой Златопольской. Ребята познакомились с историей появления одного из самых известных городов Израиля, осмотрели живописную набережную и исторический центр – Яффо. День завершился знакомством с организаторами за ужином в ресторане на берегу Средиземного моря.
13 июля, первый рабочий день, ограничился двумя лекциями, оказавшимися, однако, весьма содержательными. Первым выступал профессор Боаз Коэн, научный директор Института «Шем Олам», который прочел вводную лекцию на тему «Израильское общество и Холокост». Неудивительно, что Холокост пронизывает все израильское общество, и постоянно присутствует не только в академической среде, но особенно остро встает в политических и общественных дебатах. Холокост как метафора используется в различных контекстах (вплоть до протестных митингов, когда несогласные с политикой правительства нашивают на одежду желтые звезды и устраивают шествия). Но самое удивительное, что эта особенная, возможно, самая трагичная страница истории евреев преломляется и в еврейском юморе.
Лекция профессора Зэева Ханина, главного научного консультанта Министерства Абсорбции, была посвящена анализу нарративов о Холокосте в среде русских эмигрантов в Израиле. Значительная ее часть касалась и истории становления памяти о Холокосте в Израиле. В первые послевоенные десятилетия значение имела исключительно героическая память о том, как евреи сражались за свою независимость. Безответные жертвы истребления в эту картинку не вписывались, многие уже жившие в Палестине евреи в начале 1940-х гг. говорили, дескать, «мы предупреждали европейских собратьев, что надо уезжать, они сами выбрали свою судьбу». Прибывшим беженцам в первые послевоенные годы было предложено фактически забыть о страданиях. Любопытно, что к 1945 г. еврейское население Палестины составляло около 400 тыс. человек, в ближайшие годы прибыло порядка еще 350 тыс. беженцев, которые радикальным образом изменили социальную структуру общества. В 1948 г. пережившие Холокост, впрочем, составляли половину израильской армии. Ситуация стала меняться под влиянием событий шестидневной войны 1967 г. Сегодня существует два подхода в понимании Холокоста, условно определяемые как «американский» и «иерусалимский». В первом случае речь идет о том, чтобы Холокост стал общей метафорой, позволяющей говорить о различных геноцидах и других примеров вопиющего нарушения прав человека. Представители второй же делают акцент на беспрецедентности Холокоста. Вопрос здесь не в невозможности сопоставления геноцидов вообще, а в нежелании тривиализировать трагедию.
Несомненно, эти лекции имели большое значение с точки зрения понимания Холокоста и становления памяти о нем. Особенно актуально это для России, где трагедия евреев неразрывна сопряжена с трагедией мирного населения оккупированных нацистами территорий. Участники стажировки забрасывали вопросами лекторов, а также в процессе занятий высказывали свои идеи и гипотезы об обсуждаемых проблемах.
Семинар продолжится в воскресенье на базе кибуца Сдом Ям в Кесарии на базе Института «Шем Олам». Завершение же пятницы и суббота, по израильской традиции, стали выходными. Шабат шалом!
Мария Гилева, аспирант РГГУ, Константин Пахалюк, магистрант МГИМО
На фото:
1. Участники стажировки
2. Лекция Зэева Ханина