Как украинские крестьяне спасли еврейского ребенка

Основанное в XVI в. село Белоцерковка – одно из старейших на Полтавщине. В ноябре 1941-го здесь появился неизвестный подросток с пятилетним мальчиком. Одеты ребята были явно не по погоде, а ноги малыша опухли и кровоточили. Сельчане накормили детей – ими оказались киевляне, братья Миша и Гриша Смоленские. В самом начале вой­ны глава семьи ушел на фронт, а их 29 сентября погнали с мамой в Бабий Яр. По дороге женщина поняла, что это путь в один конец, и велела 15-летнему Мише бежать с младшим братом.

Они вернулись домой, но на следующий день сосед сказал мальчикам уходить, и это был дельный совет. Они отправились на восток, прошли много километров, но с наступлением холодов Гриша начал слабеть, и брат испугался, что ребенок не выдержит. Местные поохали, но только Оксана Семергей готова была рискнуть жизнью ради еврейских детей. Она пригласила ребят переночевать, а утром сообщила Мише, что согласна оставить Гришу у себя.

Самым скверным было то, что Смоленские уже «засветились» в деревне, слишком многие знали о маленьком постояльце Оксаны. Как раз в это время из лагеря для военнопленных вернулся ее муж Никита, немцы тогда отпускали красноармейцев – жителей окрестных сел.

Мужчина полностью поддержал жену в решении оставить еврейского ребенка, да и она к тому времени относилась к Грише как сыну. «Долго это продолжаться не могло – кто-то из соседей донес, что супруги прячут еврейского мальчика, и Никиту арестовали», – рассказывает внук супругов Александр Семергей. Помощь евреям каралась смертью, поэтому начальник местной полиции заявил Оксане, что отпустит ее мужа, если та соберет 50 подписей односельчан о том, что Гриша не еврей.

Читать далее в газете «Еврейская панорама».