Этот музей начинается с «Майн кампф» Гитлера и заканчивается Нюрнбергским трибуналом. Расположен он на территории партийных съездов НСДАП в Нюрнберге. «Партийный съезд НСДАП был для меня таким же важным праздником в году как Рождество. Мы с подругами даже устраивали своего рода соревнование — кто из нас чаще увидит Гитлера. В 1937 году я видела фюрера двенадцать раз, а в 1938 — тринадцать», — рассказывает жительница Нюрнберга Кете Феттахоглу (Kathe Fettahoglu), которой в то время не было еще и 15 лет. Ее воспоминания вместе со свидетельствами других очевидцев сегодня хранятся в музее. «Восхищение и насилие» (Faszination und Gewalt) — так называется экспозиция, которая рассказывает о Нюрнберге в период «третьего рейха» и его роли в качестве города партийных съездов НСДАП. Экспозиция является частью Документационного центра, расположенного в одном из зданий гигантского ареала, оборудованного после 1933 года специально для ежегодных сборищ национал-социалистов. Музей находится в так называемом «Зале собраний» (Kongresshalle). Чтобы продолжить знакомство с историей города и начать осмотр выставки, необходимо понять значение одного длинного и такого типичного немецкого слова: «Vergangenheitsbewaltigung». Ver-gan-gen-heit-s-be-wal-ti-gung… звучит эхом в каждом музейном зале, раздается в полутемных коридорах, отражаясь от красно-коричневых кирпичных стен, на которые через узкие окна падают лучи солнечного света, придавая еще больший контраст окружающему пространству. Яркие полосы подчеркивают то, что написано на черных страницах. Коридор из одного зала в другой — тесный, вызывающий приступ клаустрофобии даже у тех, кто ее никогда не испытывал. Взгляд налево, вдоль ведущей вниз бетонной лестницы, закрытой для входа посетителей. Внизу — распахнутая дверь в прошлое, за которой — огромная фотография только что освобожденного концентрационного лагеря. Горы трупов, обтянутые кожей скелеты… Мурашки. Трудно дышать, в прохладном помещении вдруг пропадает воздух. Ver-gan-gen-heit-s-be-wal-ti-gung… Слово президента Этот термин вошел в немецкий язык в середине пятидесятых годов прошлого века. Первый президент ФРГ Теодор Хойс (Theodor Heuss) заимствовал его у одного немецкого профессора-историка и часто употреблял в своих публичных выступлениях. Глава государства в Германии является в первую очередь моральной инстанцией, а одним из важнейших инструментов его представительской власти как раз считается сила слова. Руины немецких городов еще не были разобраны, а перед обществом уже остро встала другая послевоенная проблема — необходимость разобраться в «коричневом» прошлом: что помогло Гитлеру захватить власть и развязать тотальную войну, закончившуюся тотальной катастрофой? Кто и что знал о существовании концентрационных лагерей, кто участвовал в уничтожении миллионов заключенных — евреев, цыган, противников режима, коммунистов, гомосексуалов, инвалидов… Всех тех, кто не соответствовал безумию расовых законов, принятых в Нюрнберге после прихода Гитлера к власти. Словом Vergangenheitsbewaltigung, которое ввел в политический лексикон Теодор Хойс, обозначают процесс осознания и осмысления (Bewaltigung) исторического прошлого (Vergangenheit) времен национал-социализма. Нюрнберг. Концентрационный лагерь Берген-Бельзен после освобождения в апреле 1945 годаBildunterschrift: Концентрационный лагерь Берген-Бельзен после освобождения в апреле 1945 года Место преступления — место памяти Холокост, геноцид, расизм, военные преступления, преступления против человечности, доносительство… В современной Германии есть много мест, в которых память о событиях тех лет ощущается особо остро и больно. Некоторые из них появились совсем недавно, например, Мемориал памяти жертв Холокоста в центре Берлина, открытый в 2005 году, то есть через 60 лет после окончания войны. Общественному и политическому сознанию на осмысление преступлений национал-социализма необходимы долгие годы. Этот процесс нельзя путать с попытками забыть прошлое, требованиями подвести под ним черту. Этот процесс невозможно завершить. Первые десятилетия после Катастрофы, которую принесла Германии и Европе национал-социалистическая диктатура, ушли на восстановление страны. Участники и свидетели событий, а также и многие их жертвы — те, кто выжил — предпочитали молчать. У каждого были свои причины — нежелание признаваться себе в соучастии, желание выкинуть эти годы из памяти, боязнь вспоминать о перенесенных страданиях, стыд… Вопросы без ответов? Дети, которые родились во время войны или сразу после нее, выросшие к шестидесятым годам, начали задавать поколению отцов неудобные вопросы… «Коричневое» прошлое стало одной из многочисленных тем, обсуждение которых обострилось в те годы. Каждое последующее десятилетие вносило свой вклад в эти дискуссии, поднимало новые аспекты. Детей сменили внуки, а затем и правнуки. Причин, по которым об этих преступлениях нельзя забывать, появляется, увы, больше. Именно в последние годы с ростом популярности неонацистских и праворадикальных взглядов особенно важным стало не только осознание прошлого, но и предотвращение распространения коричневой идеологии в будущем. Поэтому в музее особое внимание уделяется именно молодым посетителям. Документационный центр Гигантская стальная игла пробила толстые стены. Она словно вырывается из-под земли, проходит сквозь здание, разрушая его симметричную архитектуру, и заканчивается на другой стороне, вонзаясь в небо… С момента открытия музея, в котором мы сейчас находимся, в 2001 году не прошло и десяти лет. Его полное название — Документационный центр «Территория партийных съездов НСДАП» (Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelande) в Нюрнберге. Он расположен в северном крыле недостроенного «Зала собраний» (Kongresshalle). В 1994 году власти Нюрнберга задумались о новой концепции для музейно-исторического использования «Территории партийных съездов НСДАП» — «зараженного ареала», места сборищ нацистских преступников. До этого в одном из строений работала небольшая экспозиция. В ходе обсуждения поступило предложение соорудить постоянный стеклянный павильон около «Зала собраний» на берегу пруда Дутцендтайх (Dutzendteich), но от этих планов все-таки отказались. Позже в ходе конкурса победил проект австрийского архитектора Гюнтера Доменига (Gunter Domenig). Он родился в 1934 году и пережил времена национал-социализма ребенком. Согласно его планам, под музей переделали северное головное крыло «Зала собраний». Основным символическим и функциональным элементом стала стальная 130-метровая «стрела» или «игла» двухметровой ширины. Она пронзает здание снизу вверх по диагонали. Конструкция из стекла и стали начинается с лестницы, которая ведет с улицы в фойе. Далее стрела проходит сквозь залы и другие музейные помещения и заканчивается своего рода балконом на другой стороне северного крыла, с которого открывается вид на «внутренний двор», то есть то место, где и должен был находиться «Зал собраний». Сверху над входом надстроили конференц-зал для семинаров и лекций. Расположен он также ассиметрично. Чтобы прорубить проходы в толстых стенах, строители пользовались специальными инструментами с алмазной режущей поверхностью. Толщина самой массивной стены в этой части «Зала собраний», которую пришлось пробить для прокладки 130-метровой стрелы-рампы, составила одиннадцать метров. Позволяя посетителям музея проникнуть в «изнаночную» часть монументального здания, которое должно было стать храмом национал-социалистической идеологии, архитектор стремится продемонстрировать банальность этого сооружения. Поверхность стен решили оставить в оригинальном «недоделанном» виде, то есть голая кирпичная кладка символизирует незавершенность изначального замысла и демонстрирует крах идеологии «третьего рейха». Нюрнберг. Карикатура одной из советских газет. »Тише, не шуми! Папа устал: он выступал на нюрнбергском съезде»Bildunterschrift: Карикатура одной из советских газет. »Тише, не шуми! Папа устал: он выступал на нюрнбергском съезде» «Триумф воли» и другие документы Ежегодно Документационный центр посещает около 170 тысяч гостей со всего мира. Музейная концепция предусматривает индивидуальное знакомство с экспозицией. Для этого на входе можно получить аудио-гид, в том числе, и на русском языке. Помимо исторических документов и экспонатов в залах установлены мониторы, на которых демонстрируются исторические кадры и другие информационные материалы. На одном из них показывают франменты из пропагандистского фильма «Триумф воли» (Triumph des Willens), снятого по заказу фюрера режиссером Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl) во время партийного съезда 1935 года. С помощью экспозиции, занимающей 1300 квадратных метров выставочной площади, можно ознакомиться с самыми разными темами, затрагивающими период национал-социалистической диктатуры в Германии, то есть не только историю ареала партийных съездов НСДАП в Нюрнберге. Залы расположены в хронологической последовательности: от Веймарской республики и событий, которые привели Гитлера к власти, до Нюрнбергских процессов с нацистскими преступниками на скамье подсудимых. Полный текст