Центр «Холокост», с самого своего открытия в 1992 году, проводит для педагогов средней и высшей школы курсы, конкурс и семинары, которые поднимают образовательный уровень учителей, а следовательно и их учеников, расширяют кругозор педагогов, положительно сказываясь на их дальнейшей работе и карьере. Предлагаем вам ознакомиться с личными отзывами участников наших курсов, с позицией организаторов образовательных программ.
«Нашим педагогам мы советуем знакомить ребят с судьбами сверстников нынешних школьников, вместе с учителями читать военные письма, дневники. Наша передвижная выставка о Холокосте, о еврейском сопротивлении и спасении теперь оснащена специальным устройством, благодаря чему современный школьник может услышать живые голоса мальчиков и девочек, заставших войну. Также, через педагогов, знакомим нынешних ребят с документальными фильмами о Холокосте. Поверьте, этот метод прекрасно работает. Например, германские студенты Потсдамского университета перевели часть фронтовых писем из нашего шестого сборника на немецкий, и вместе с российскими студентами, в канун девятого мая 2021-го года, читали их в зуме вслух около трех часов. Все это снова доказывает, что тема войны интересна для современных молодых людей.» — говорит Илья Альтман, профессор РГГУ, сопредседатель Центра «Холокост».
«Наши семинары посвящены поиску особых педагогических подходов и методических приемов, которые позволили бы через учителей рассказывать современным детям, молодежи — об истории Холокоста. Это нужно для того, чтобы во взрослом возрасте, один человек был бы не способен убить другого человека. Учим наших педагогов преподавать историю легко, увлекательно, не утомительно, на примере личных судеб конкретного героя.» — объясняет Светлана Тиханкина, руководитель образовательных программ Центра «Холокост».
«Хочу поблагодарить организаторов за содержательную программу летнего семинара. Встреча с педагогами из разных регионов нашей страны, которые работают по одной теме с тобой всегда полезна ,т.к. идет обмен мнениями, разворачиваются дискуссии, получаешь информацию об опыте работы других коллег. Я получила адресную методическую помощь для реализации проекта «Спасители: подвиг вопреки», «Освободители». Хочу поблагодарить за прекрасные методические пособия, содержание сайта Центра «Холокост», которые нашей школе помогут в освещении и изучении темы о Холокосте в урочной и внеурочной деятельности.» Марина Грехнева, г.Киров.
«19-22 августа 2021 г. состоялась XXI Летняя сессия международных курсов для педагогов «Уроки Холокоста – путь к толерантности». Тема Холокоста является одной из наиболее изученных проблем мировой истории. Ежегодно публикуется большой массив научной, научно-популярной и художественной литературы по различным аспектам проблематики Холокоста. Но в семинарах, организуемых Научно-просветительским Центром «Холокост», каждый раз открываешь для себя нечто новое, слышишь новые акценты в рассмотрении, казалось бы, давно знакомых вопросов, с совершенно неожиданного порой ракурса. Ни один из приглашенных лекторов не повторился ни разу, каждый из них предложил собственное видение корней антисемитизма, вопросов нравственного выбора человека в условиях тоталитарной диктатуры, проблем ответственности ученого, прежде всего, историка за интерпретацию трагических событий истории. Особое место в ходе Летней сессии заняли вопросы исторической памяти. Лекторы и участники сессии предложили собственное видение сохранения и трансляции исторической памяти о Холокосте и нацистском оккупационном режиме, предлагали педагогические методики трансляции событий Холокоста, противостоянию отрицания Холокоста или преуменьшению его роли и значения в истории Второй мировой войны. Вопросам применения визуальных источников в рамках преподавания темы Холокоста было посвящено специальное заседание Летней сессии. Бурные споры вызвали вопросы использования кинообразовательного проекта «Свидетели: Памяти Холокоста», геймофикации образовательного процесса, использованию новых форм активизации активности обучающихся при изучении Холокоста, использованию на занятиях источников личного происхождения. Важное место заняли проблемы международного сотрудничества в изучении Холокоста, прежде всего, с немецкими педагогами и архивистами в рамках проекта «Фрагменты жизни: учебно-методический материал об уцелевших и жертвах нацистских преступлений из Советской России», а также с американскими историками в рамках подготовки российско-американского пособия «Холокост на территории СССР. Освобождение лагерей смерти».
Принимая участие в работе многих конференций и семинаров, я нахожусь под большим впечатлением от объема и качества работы по организации и проведению столь масштабного мероприятия сотрудниками Научно-просветительного центра «Холокост» и Международного научно-образовательного центра истории Холокоста и геноцидов РГГУ. Каждый из организаторов являет собой оригинальный, специфический тип таланта. Безудержная энергия, исходящая от Аллы Ефремовны Гербер, академичность и энциклопедичность познаний Ильи Александровича Альтмана, упорство в достижении поставленных задач Светланы Анатольевны Тиханкиной, системность работы Марии Гилевой. Они гармонично дополняют другу друга. Ни один вопрос, организационного или программного характера, не остается без внимания, участники сессии всегда получали развернутые ответы на поставленные ими проблемы.» Алексей Олегович Целищев — Доцент кафедры зарубежной истории ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», кандидат исторических наук.
«19-22 августа 2021 года мне посчастливилось принять участие в замечательном событии – ХХІ Летней сессии международных курсов для педагогов «Уроки Холокоста – путь к толерантности». Четыре незабываемых дня пролетели совсем незаметно. Очень насыщенная и разнообразная программа, которая стала интересной и полезной не только новичкам в изучении темы «Холокост», но и достаточно опытным преподавателям. Широкий и многогранный подход к изучению истории Холокоста, просветительской и мемориальной деятельности по увековечиванию памяти о жертвах нацизма, открытие новых имен и свидетельств – это вопросы, к которым было обращено внимание присутствующих.
Среди событий первого дня семинара хотелось бы отметить лекцию религиоведа Юрия Табака «Корни антисемитизма». Простая и лаконичная речь Ю.Табака позволила углубиться в данную проблему и найти ее истоки. Экскурсии по экспозиции Музея Холокоста и еврейского наследия, которые провели Илья Альтман и Юлия Марышева (сотрудник РЕК), произвели неизгладимые впечатления.
Второй день был очень насыщенным на интересные темы для обсуждения: «Эхо Холокоста» (Алла Гербер), «Чёрная книга»: советско-американский проект хроники войны и Холокоста (Мария Гилева). Особо хочется отметить «Диалог историка и педагога: Нацистский оккупационный режим и Холокост», который очень искусно провели Илья Александрович Альтман и Светлана Анатольевна Тиханкина. Большое значение этого диалога, на мой взгляд, заключается в том, что слушатели нашли ответы на трудные вопросы, которые встречаются в рамках преподавания темы «Холокоста».
Светлана Тиханкина также в своем содержательном докладе осветила тему «Аушвиц: опыт осмысления человека в человеке». С. Тиханкина пояснила, в чем разница между названиями «Освенцим» и «Аушвиц», позволила посмотреть на, казалось бы, давно известные факты с несколько иной точки зрения. Работа в одной из групп во время секционных заседаний позволила мне представить опыт своей работы по теме «Использование метода структурированной драмы при изучении исторических событий и персоналий в ходе преподавания темы Холокоста».
Я очень благодарна организаторам за возможность участия в данной школе, за профессионализм, за умение создать прекрасную дружескую атмосферу, наполненную не только лекциями, мастер-классами, обсуждениями, но и живым человеческим общением, новыми знакомствами, которые перерастают в дружбу и сотрудничество на долгие годы. Желаю новых творческих проектов и выражаю надежду на продолжение нашего сотрудничества! Татьяна Шумель, учитель истории и обществоведения. г. Молодечно (Беларусь).
В наши дни Международный научно-образовательный центр (МНОЦ) истории Холокоста и геноцидов РГГУ совместно с Научно-просветительным «Холокост» приглашают учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных в предлагаемой теме на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий — «Оккупационный режим на территории СССР: Холокост, преступления против человечности, воинские преступления (1941-1945 гг.)».
Объём — 72 часа.
Цель курсов: формирование у слушателей профессиональных компетенций по истории Холокоста, необходимых для ведения профессиональной деятельности в сфере общего и профессионального образования.
Набор на курсы продолжается, осталось несколько мест, приглашаем всех желающих! Вас ждут новые знания, интересные перспективные знакомства, зарубежные стажировки, продвижение в карьере. Не упустите свой шанс.