В марте премьер-министр Канады заявил, что его страна примет столько беженцев с Украины, «сколько сможет». Однако 84 года назад, в июле 1938 года, когда представители 32 стран встретились во французском курортном городке Эвиан-ле-Бен для поиска решения кризиса еврейских беженцев, реакция Канады была совсем иной.
Кризис был вызван антисемитской политикой нацистов в Германии и в присоединенной ими Австрии. Сотни тысяч евреев оказались лицами без гражданства. По инициативе президента Рузвельта была созвана Эвианская конференция для поиска решения. Утверждается, что конференция была циничной уловкой, придуманной Рузвельтом только для видимости: у США не было намерения повышать иммиграционные квоты (или даже заполнить существующие) для спасения евреев.
Конференция потерпела полный провал. За исключением Доминиканской Республики (в итоге там нашли убежище лишь немногим более 700 еврейских беженцев), ни одна страна не согласилась принять еврейских беженцев. Помимо Европы, на конференции были представлены страны Латинской Америки, а также США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.
Канада, сегодня представляющая собой федерацию из десяти провинций и трех территорий, была создана в 1867 году как самоуправляемый доминион, хотя полной независимости во внешней политике она добилась только в 1931 году. Сегодня Канада по количеству еврейского населения (около 390 000 человек) занимает четвертое место в мире после Израиля, США и Франции. К началу Второй мировой войны в канаде жили 160 тысяч евреев при общем населении в 11 миллионов.
История отношения Канады к еврейским беженцам до и во время Второй мировой войны позорна. Она хорошо задокументирована в книге None Is Too Many «Никого — это уже слишком много» Ирвинга Абеллы и Гарольда Тропера (1983). В качестве названия использован ответ некоего чиновника на вопрос о том, сколько евреев примет Канада после Второй мировой войны.
Отчасти из-за Великой депрессии и нестабильной экономики, но в основном из-за антисемитизма, с 1933 по 1945 Канада приняла всего пять тысяч евреев. Бешеные усилия лидеров канадской еврейской общины оказались бесполезными, даже в случаях, связанных с воссоединением семей или когда состоятельные заявители предлагали перевести в Канаду значительные активы.
В своей книге Абелла и Тропер отмечают, что из всех возможных к принятию беженцев государств реакция Канады была, пожалуй, худшей. Это правда? А как насчет братских доминионов Канады в Британском содружестве наций? Сколько еврейских беженцев они приняли с 1933 по 1945 годы?