В столице Франции завершился третий ежегодный семинар для региональных координаторов Центра «Холокост». В нем приняли участие педагоги из 9 регионов России : Благовещенска и Калининграда, Биробиджана и С. Петербурга, Волгограда и Владимира, Брянска и Саратова, а так же Москвы. Семинар открылся 1 июля в Музее «Мемориал Шоа», в самом центре Парижа. Входящий в состав Мемориала Центр еврейской документации отметил в апреле свое 70-летие. Российских педагогов приветствовал (на русском языке!) руководитель международных программ Музея Люк Леви. В первый день особо оживленные дискуссии вызвала лекция известного историка, редактора выходящего 2 раза в год «Обозрения Шоа», автора недавней монографии о судьбе евреев в странах Северной Африки в годы Второй мировой войны д-ра Жоржа Бенсуссона. Историк Таль Бруттманн (Гренобль) показал развитие западной историографии об «окончательном решении еврейского вопроса». Он дал дефиниции лагерей смерти, концлагерей и мест уничтожения (последние существовали , преимущественно, на оккупированной территории СССР). Сотрудники педагогического отдела говорили о методике музейной педагогики, в которой преобладает проектная деятельность, а также представили последние ученые пособия «Мемориала Шоа». Большой интерес вызвала экскурсия по экспозиции музея.
Второй день семинара начался с посещения бывшего транзитного лагеря Дранси и продолжился в открытом прошлом осенью Образовательном Центре в этом пригороде Парижа. Новое оборудование Центра и его экспозиция активно используются школьниками как столицы, так и других регионов Франции. Один из ведущих сотрудников Музея Филипп Букара рассказал об истории евреев Франции накануне Холокоста.
Третий день семинара запомнился прежде всего блестящей лекцией о политических репрессиях в СССР О них говорил и ведущий специалист Франции по этой теме д-р Николя Верт. Валери Познер интересно представил тему отражения Холокоста в советском документальном и игровом кино. Профессор Анни Эпельбойм представила свою недавно вышедшую книгу о советской литературе о Холокосте. Д-р Алан Блюм рассказал о методике записи интервью и построении сайта о жертвах депортаций накануне и после войны. С большим интересом участники семинара прослушали лекции о малоизвестных в России фактах геноцида армян в 1915 г. и трагедии народа тутси в Руанде. историки армянского геноцида и геноцида в Руанде. Важной частью семинара в Мемориале Шоа была презентация опыта преподавания темы Холокоста французскими коллегами. Она включена в образовательные программы Франции на всех трех этапах обучения. Глава учебного отдела Мемориала Клод Сингер в своем выступлении остановился на педагогических проектах и методиках работы с школьниками.
Методологическая основа проводимых мероприятий — учет возрастных особенностей школьников. Это отражается в подготовке и проведении обучающих экскурсий . Особый интерес у российских педагогов вызвал тот факт, что Учебным отделом Мемориала Шоа разработаны 18 тем мастер-классов, связанных с историей Холокоста. На примере двух мастер-классов («Память и архитектура» и «Кинематографические новости войны») сотрудником отдела Марини Бамби были показаны содержание и инструментарий их проведения.
Интересен опыт французских коллег по формированию мотивации изучения темы Холокоста. Предварительная подготовка школьников к мастер-классу включает знакомство с материалами по теме занятия под руководством школьного учителя, который и определяет готовность учеников. В случае, если уровень школьников не позволяет успешно выполнить предварительные задания, то тема может быть изменена. Сам мастер-класс состоит из трех частей: посещение Мемориала, работа с документами и практикум. Используемый в ходе мастер-класса деятельностный подход, основанный на интерактивных стратегиях, позвляет более глубоко и осознанно изучать тему Холокоста. Завершается мастер-класс созданием некого образовательного продукта, например, проекта места Памяти.
Организатор семинаров по подготовке преподавателей по теме, учитель географии Клод Таррикон, рассказал о собственном опыте и проблемах преподавания темы Холокоста, особенностях работы в начальной школе, среднем звене и старших классах. Он подробно остановился на особенностях работы с учителями, где главное внимание уделяется тому, как лучше донести суть событий Холокоста до учеников. Выражая искреннюю благодарность всем лекторам, российские педагоги выразили пожелание о включения в формат семинара практических занятий с использованием документов и материалов, с которыми работают французские коллеги, что усилило бы педагогический эффект обучения.
Ирина Каменчук(Саратов), Лилия Комиссаренко (Биробиджан), Галина Миндрина (Волгоград)
На фото: Жорж Бенсуссон. Фото Екатерины Беликовой