В «Петербургском историческом журнале» Санкт-Петербургского института истории РАН (№ 4 (24), 2019) опубликована статья научного сотрудника Центра «Холокост» Романа Жигуна под названием «Фильм „Карьера Рудди“ Владимира Немоляева (1934/1938) — первое упоминание о Холокосте на киноэкране». Ознакомиться с публикацией можно на сайте «Киберленинки».
На момент написания статьи фильм «Карьера Рудди» был недоступен для широкой аудитории, единственным способом увидеть картину было личное посещение Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации (Госфильмофонд). Лишь в конце 2019 года позднюю версию данной киноленты впервые показал телеканал «Культура». Ранее, в июне 2018 года, об этом и других советских фильмах о Холокосте Роман Жигун рассказывал на радиостанции «Вести FM», впоследствии «Карьере Рудди» были посвящены доклады Романа Жигуна в Институте всеобщей истории РАН и на круглом столе в Европейской академии имени Януша Корчака в Мюнхене.
Напомним, что под Холокостом в современной науке понимается вся совокупность политики нацистов, их союзников и пособников по отношению к евреям с момента назначения Адольфа Гитлера рейхсканцлером Германии (январь 1933 года) до окончания Второй мировой войны в Европе (май 1945 года). По этой причине кинолента 1934 года выпуска вполне вписывается в историографию Холокоста. Не считая «провидческого» австрийского фильма «Город без евреев» 1924 года, «Карьера Рудди» — первая в своём роде.
Аннотация к опубликованной статье:
Статья посвящена малоизвестному художественному фильму «Карьера Рудди» режиссёра Владимира Немоляева, снятому по сценарию Александра Головни (альтернативное название — «Золотая медаль»), — одному из самых ранних представителей советского антифашистского кино, а также, вероятно, первой в истории мирового кинематографа игровой ленте, поднимающей тему антисемитской политики германских национал-социалистов. Фильм существует в двух редакциях — 1934 и 1938 годов. Изначально картина немая, в новом варианте она была озвучена — персонажи заговорили, появились музыка и песни, звуковые эффекты. В обоих вариантах она на данный момент недоступна широкому зрителю, автор статьи ознакомился с её содержанием по копиям, хранящимся в Госфильмофонде России.
В литературе, в том числе посвященной еврейской проблематике в советском кино, в редких случаях упоминается лишь сам факт существования этого фильма. Для современного исследователя представляет интерес как сам сюжет «Карьеры Рудди», так и сравнение двух разных редакций кинокартины, а также её политическая направленность, её место в историографии Холокоста, в отдельных случаях — её художественные особенности.
В «Карьере Рудди» проявляются определенные идеологические установки, которые станут сквозными для последующих предвоенных советских кинокартин, рассказывающих о Холокосте. Осуждение антисемитизма сопряжено со стремлением «подружить» евреев и рабочее движение, изобразить солидарность между германскими евреями и пролетариями, которые вместе страдают и вместе противостоят нацистам. В то же время национал-социалисты наивным образом изображаются маргиналами — узурпирующими власть, но не имеющими поддержки германского народа, особенно пролетариата.