Интервью Л.А.Тёрушкина каналу «Цифровая история»

Е.Н.Яковлев — слева. Л.А.Тёрушкин — справа.

В конце ноября 2024-го года на канале «Цифровая история», была размещена видеозапись беседы «Праведники народов Мира: как они спасали евреев?», которая состоялась в ходе моей рабочей поездки в Санкт — Петербург.

Вместе с историком, публицистом, журналистом Егором Николаевичем Яковлевым, автором и создателем этого канала, мы поговорили о Праведниках народов Мира. Обсудили, как они спасали евреев на территории Советского Союза и России, кто и как выносит решение о присуждении звания Праведника. И самое главное — почему это наша общая история, которую нельзя забывать.

См.ссылку на интервью ю-тубе.

См.ссылку Вконтакте.

Послесловие к интервью, или Работа над ошибками.

Однако, после просмотра видеобеседы с Е.Н.Яковлевым на канале «Цифровая история», хотелось бы внести некоторые уточнения и дополнения, а также устранить неточности, которые неизбежны в устном рассказе в ограниченное время. Это необходимо сделать, прежде всего потому, что наш Центр начинает новый проект — «Непризнанные герои». И тема Праведников, как надеемся, будет подробно освещаться во время мемориальных мероприятий «Недели памяти» в 2025 г.

Ниже приведены наиболее досадные неточности, допущенные в ходе интервью:

  1. Праведниками народов мира признано более 28 000 (не 25 000) человек- представители 51национальности.
  2. Это звание присваивается более 60 (не 70) лет на основании решения общественной Комиссии, возглавляемой судьей Верховного суда Израиля, которая рассматривает каждый конкретный случай, принимает решение и несет полную ответственность за присвоение этого звания.

Помимо отмеченных в интервью трех основных критериев (Праведником не может быть еврей по национальности; спасавший рисковал жизнью и действовал бескорыстно) в 1963 г. были сформулированы также следующие условия спасения и критерии присвоения звания Праведник народов мира:

— Активное участие в спасении одного или нескольких евреев от опасности немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти.

— Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея.

— Действия спасителя не были мотивированы получением денежного вознаграждения или другой компенсации, как, например, переход спасаемого в другую веру, усыновление ребёнка и т.д., и если он брал деньги, то лишь для того, чтобы обеспечить успех спасения, а не с целью обогащения.

— Существовала реальная опасность для спасавшего и его близких. В особых случаях принимается во внимание экономическое и общественное благополучие спасителя.

— Все вышеперечисленное подтверждается свидетельствами выживших, тех, кому была оказана помощь, или наличием подходящих документов, подтверждающих факт спасения и его обстоятельства.

Одним из основных требований при присвоении звания является свидетельство спасённого о характере помощи.

  1. Николай Киселёв ( герой фильма «Праведник» получил это звание в 2005 г. не за то, что вывел за линию фронта более 200 евреев, а именно за спасение девочки Берты, плач которой мог привести к обнаружению всей группы). См.https://www.yadvashem.org/ru/righteous/stories/kiselev.html
  2. Неправильно сказал, что спасение отцом и сыном Зирченко 32 евреев в с. Благодатном Днепропетровской области выразилось в переселении их в безопасное место. В действительности, бухгалтер Павел Зирченко с помощью 15-летнего сына Михаила изготовил для них поддельные документы, снабжал продовольствием и устроил трудоспособных на сельскохозяйственные работы. См.https://collections.yadvashem.org/ru/righteous/4072027
  1. В рассказе про спасение евреев лауреатом Нобелевской премии, писателем И.А. Буниным необходимо уточнить следующее. Спасение супругов Либерман (уроженцем г.Стародуб нынешней Брянской области был лишь муж — пианист Александр Либерман) произошло в конце лета 1942 г. Формальной причиной отказа в присвоении звания служит то, что написанное в 1964 г. А. Либерманом письмо о своем спасении было опубликовано в книге литературоведа А. Бабарыко, но оригинал, хранящийся в его личном архиве недоступен исследователям. См.https://holocf.ru/иван-бунин-должен-быть-признан-правед/; https://snob.ru/entry/208108/

6. Памятник Праведнице Пелагее Григорьевой установлен не в д.Коконогово, где она прятали мальчика – еврея, а на ее могиле у деревни Мелетово. Он был открыт в 2005 г. по инициативе НПЦ «Холокост». В интервью не успел сказать, что подвиг Праведников увековечен в виде аллей с табличками имен Праведников в дер. Любавичи Смоленской области, Кисловодске и Брянске.

  1. Не прозвучал тот факт, что в современных российских учебниках истории подвиг Праведников отмечен с указанием ряда имен Праведников. В 2011 г. издательством «Русское слово» опубликовано учебное пособие «Праведники народов мира. Россия.1941-1945» (авторы И.А. Альтман и Д.И. Полторак) с биографии 30 спасителей евреев, совершивших свой подвиг на территории РСФСР, либо живших после войны в России. См.Праведники народов мира. Праведники России. 1941–1945. Пакет-комплект документов // Методические рекомендации к учебному пособию — Центр «Холокост»
  2. Высказанное в интервью мнение: «я не предлагаю учредить особое звание «Праведник России» для спасителей евреев на оккупированной территории нашей страны (по аналогии с установленными общественными организациями в некоторых постсоветских государствах) не совпадает с мнением моих коллег из Центра «Холокост», который начинает новый исследовательский и образовательный проект «Непризнанные герои». Его цель — не только увековечить уже установленные имена спасителей, которые по разным причинам не признаны «Яд Вашем», но сделать их имена и имена уже признанных Праведников народов мира (некоторые были упомянуты в ходе моей беседы) широко известными в России — с помощью СМИ, учебных пособий и документальных фильмов.

Это — проект о тех людях, кто и в самые страшные годы войны сохранял честь, мужество, достоинство, служил примером милосердия и гуманизма. Мы будем продолжать выявлять таких людей на основе архивных материалов, документальных изданий, воспоминаний, исследований краеведов, школьников и студентов и предавать документы о них на рассмотрение Отдела Праведников «Яд Вашем». Рассчитываем на помощь наших коллег, сотрудников архивов и музеев. Беседа на «Цифровой истории», надеемся, тоже будет этому способствовать.

Леонид Терушкин, зав. Архивом Центра «Холокост».