Врач на пенсии Хайнц Бёме на протяжении десятилетий разыскивал работы художников, чья многообещающая карьера была прервана нацистскими преследованиями.
Хайнц Бёме познакомился с творчеством Людвига Йонаса в далеком 1984 году. Бёме, тогда 50-летний врач, решил упорядочить все книги по искусству и каталоги, которые он собрал во время своих многочисленных поездок на конференции и лекции по всему миру. Однажды, когда он выбрасывал груду изданий, которые считал недостойными для коллекции, его внимание привлек каталог в красной обложке.
Бёме вытащил его из корзины. На обложке брошюры белым цветом была написана фамилия художника, «Йонас», а на страницах каталога были фотографии выставки, проходившей в Берлине под эгидой израильского посольства. Нетрадиционный способ представления работ вызвал любопытство Бёме и заставил его задуматься о том, кто такой Йонас.
Йонас
Биография Йонаса показала, что у него и Бёме было несколько общих черт. Бёме привлек тот факт, что Йонас, еврей, родившийся в 1887 году в Бромберге, который в конце XIX века принадлежал Пруссии, а сейчас, под названием Быдгощ, входит в состав Польши, как и он, изучал медицину, но решил отказаться от перспективной профессии, чтобы стать художником.
В 1909 году Йонас поступил в Школу прикладного искусства в Берлине, учился у величайших немецких художников, продолжил обучение в Париже, а после Первой мировой войны, когда он служил добровольцем в полевых клиниках, стал одним из самых перспективных импрессионистов Германии.
Когда в 1933 году к власти пришли нацисты, Йонас бежал во Францию. Оттуда через два года он иммигрировал в подмандатную Палестину и поселился в Иерусалиме. Он продолжал творить и выставлять свои работы, но умер в возрасте всего 55 лет.
Из-за нацистских преследований творческая карьера Йонаса была прервана, а его имя — почти полностью забыто. После смерти Йонаса его вдова Лотти основала художественную галерею в их доме в Иерусалиме. В 1950-х годах дом был снесен, а галерея переехала в другое место.
«Узнав о Йонасе, я начал искать его картины», — сказал 91-летний Бёме в интервью «Исраэль а-йом». К настоящему моменту коллекционер приобрел около дюжины его работ. «Йонас работал преимущественно в жанре портрета, а лица всегда интересовали меня. Возможно, это связано с моей медицинской практикой. Меня поразило, как оборвалась его карьера художника, и я спросил себя, не постигла ли других художников та же участь», — отмечает Бёме.
И вот, по следам Йонаса, Бёме начал путешествие длиной более четырех десятилетий за «потерянным поколением» — художниками, чья профессиональная карьера оборвалась в период между двумя мировыми войнами, потому что они подвергались преследованиям нацистов за то, что были евреями или политическими противниками режима.
Бёме начал приобретать работы этих художников на аукционах, а также у коллекционеров и родственников. Собрав нескольких сотен работ он решил создать в городе, где он сейчас живет, Зальцбурге, музей, где будет представлена его частная коллекция, — музей «Искусство потерянного поколения», единственный в своем роде в Европе.
Коллекция насчитывает сейчас около 600 работ. Хотя этот уникальный музей был основан пять лет назад и расположен в самом сердце старого города Зальцбурга (недалеко от места рождения Моцарта), он практически неизвестен за пределами узкого круга энтузиастов. Например, совсем недавно здесь побывал высокопоставленный чиновник муниципалитета Зальцбурга, который узнал о существовании музея по местному телевидению.