Медсестра Александра Шулежко проживала в Черкассах. В 1937 году ее муж, православный священник, был арестован НКВД и отправлен в Сибирь на каторгу. Оставшись одна с тремя детьми, Александра сразу же столкнулась с тем, что никто не хотел принимать на работу жену «врага народа». Три года она перебивалась случайными заработками и только накануне войны смогла найти постоянное место воспитательницы в детском саду.
С приходом немцев садик был расформирован, но энергичная Александра организовала в его помещении приют для бездомных детей всех возрастов, и сама подобрала себе верных помощников. Количество воспитанников все время росло, очень быстро их число достигло 70. Примерно 25 из них были евреями.
Еврейские дети попадали в приют разными путями; всем им посчастливилось остаться в живых после массового убийства евреев Черкасс в конце 1941 – начале 1942 годов. Александра Шулежко принимала всех еврейских детей без исключения, записывая их украинцами, греками, татарами, в зависимости от цвета их кожи, волос и глаз.
Так, среди воспитанников был 11-летний Эрлен Барановский, попавший в приют после гибели своей бабушки, и 4-летний Володя Пинкусович, которого Шулежко подобрала на территории местной тюрьмы: он и его родители скрывались под русскими именами, но были узнаны и выданы полиции.
А вот еще несколько имен еврейских сирот: Лена Бурковская, Володя Крам, братья Аркадий и Володя Чижик, Костя Надточия. И хотя все дети были зарегистрированы под нееврейскими именами, полиция часто наведывалась в приют и вызывала Шулежко и ее сотрудников на допросы. Чтобы оградить детей и сотрудников от опасных допросов, Шулежко обратилась к районному гебитскомиссару.
Благодаря хорошему знанию немецкого, ей удалось убедить гебитскомиссара в том, что подозрения шефа местной полиции по поводу ее приюта беспочвенны. Гебитскомиссар не только поверил ей, но даже выделил сиротам финансовую помощь.
В конце 1943 года, когда Красная Армия уже приближалась к городу, гебитскомиссар организовал эвакуацию приюта на Запад. Он намеревался отправить детей в Германию и даже оформил на них справки об их немецком происхождении (Volksdeutche). Но по дороге, в Винницкой области, Шулежко удалось обмануть сопровождавших их немецких охранников и скрыться вместе со всеми воспитанниками.
До освобождения области, в апреле 1944 года, все они находились в селе Соболевка, сильно голодали и страдали от холода, но выжили. После войны некоторых детей нашли и забрали родственники, других усыновили чужие семьи. Но большинство еврейских детей остались в городском детдоме, и после окончания школы разъехались по всей территории СССР.
Среди тех, кто поддерживал отношения с Александрой Шулежко до самой ее смерти в 1994 году, называли ее «мамой», были Эрлен Барановский и Владимир Пинкусович.
11 июня 1996 Яд Вашем удостоил Александру Шулежко почетным званием Праведник народов мира.