Прага: Международная конференция по имущественным аспектам периода Холокоста.

С 26 по 30 июня в Праге проходила Международная конференция по имущественным аспектам периода Холокоста. Это важнейший форум собрал более 550 участников из 49 стран мира – дипломатов, деятелей образования, руководителей музеев Холокоста Европы и США, представителей международных еврейских фондов.  Российская делегация, которую возглавил специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, призвала чтить память тех, кто освобождал концлагеря, и помнить, что Россия была жертвой фашистской агрессии. По словам М.Швыдкого, на конференции были отмечены попытки игнорировать решающее значение вклада Советского Союза в разгром Третьего рейха: «К сожалению, эта тенденция сегодня все чаще реализуется в выступлениях официальных лиц на разного рода международных форумах. Российская делегация видит одной из своих основных задач напоминание о реальной истории жертв Холокоста».  В  работе конференции приняли участие в качестве официальных представителей российской делегации президент Российского Фонда и Центра «Холокост» Алла Гербер и сопредседатель НПЦ «Холокост» Илья Альтман. По словам И. Альтмана, участвовавшего в работе образовательной секции, в выступлении М. Швыдкого была персонально отмечена работа Российского Фонда и Центра «Холокост»  по подготовке уникальной «Энциклопедии Холокоста», связанной с уничтожением евреев на территориях бывшего СССР. Об этом же говорил в своем докладе  известный американский историк Стивен Кац. Большое впечатление произвела на присутствующих речь члена израильской делегации, выдающегося историка д-ра Иегуды Бауэра. Он особо подчеркнул, что термин Холокост не применим к геноциду цыган и предложил использовать для него иной термин — Порайнос.   «Необходимо помнить, что в Советском Союзе во время войны погибали миллионы граждан различных национальностей. Смерть не знает этнических различий. Когда мы сегодня говорим, например, о необходимости проведения компенсации евреям-блокадникам, мы говорим и том, что рядом с ними погибали голодной смертью русские, украинцы, татары – все кто остался в осажденном Ленинграде», – добавил он. М.Швыдкой считает, что «главное в теме Холокоста – не имущественные права, на которых здесь сделан акцент, а право человека на жизнь». «Именно эту важную мысль отстаивает наша делегация на форуме», – подчеркнул он. В ходе конференции в пражском Конгресс-центре специальные сессии были посвящены научным исследованиям Холокоста, образовательным программам и другим гуманитарным вопросам. В обсуждении приняли участие представители Франции, Германии, Израиля, Нидерландов, Польши, России, Англии, США и других стран. «Уроки Холокоста особенно актуальны в связи с тем, что эта трагедия может постичь любой народ. Нетерпимость, которая в обществе все чаще проявляется по отношению к представителям других национальностей и вероисповеданий, заставляет более пристально изучать то, что произошло почти 70 лет назад. И пражская конференция должна стать уроком толерантности и уважения по отношению к людям, которые не похожи на нас», – заключил М.Швыдкой. Международная конференция в Праге об имущественных правах жертв Холокоста стала последним из подготовленных чешским правительством крупных мероприятий; каденция Чехии в роли председателя ЕС завершается. Представители разных государств обсуждают в Праге причины Холокоста, рассматривают проецируемые на современность моральные, исторические и правовые аспекты насильственного изъятия третьим рейхом ценностей, принадлежавших пострадавшим в Холокосте евреям. Конференция завершится во вторник посещением города Терезин, где в годы Второй мировой войны находился один из самых крупных нацистских концентрационных лагерей. Исполнительный директор Московского Бюро по правам человека Наталья Рыкова представила на конференции доклад, посвященный анализу опыта и перспектив разрешения возможных проблем, связанных с просветительской деятельностью в изучении истории Холокоста, со специальным акцентом на изучение истории Холокоста в РФ. Н.Рыкова особо подчеркнула то обстоятельство, что сегодня человечество сталкивается со многими угрозами, и одна из наиболее серьезных – это рост межэтнической розни, проявлений расизма, ксенофобии, антисемитских настроений в десятках стран. Это и фальсификация истории, героизация пособников нацизма, преуменьшение роли СССР в победе во Второй мировой войне. Жизнь наглядно демонстрирует, что уроки войны и Холокоста еще не усвоены. Особенно опасным представляется рост радикальных человеконенавистнических настроений в молодежной среде. Во многом это связано с тем, что в Европе, да и в остальном мире, выросли целые поколения детей, практически ничего не знающих о Холокосте. Особенно это касается России – страны, сыгравшей основную роль в победе над фашизмом, и где, к сожалению, ксенофобские и расистские настроения нарастают. Н.Рыкова подчеркнула: российским гражданам еще необходимо осознать, что Холокост в СССР – неотъемлемая составляющая Великой Отечественной войны, а не частная проблема, касающаяся лишь евреев. Холокост требует обсуждения в контексте мировой и российской истории, начиная с событий, имевших место задолго до Катастрофы. Большинство людей не обладают достаточной информацией об истории еврейского народа, о его вкладе в развитие человеческой цивилизации. Важно разъяснять школьникам, в чем заключается различие между фактом и его интерпретацией, между легитимной критикой и диффамацией. Только при таком подходе они смогут научиться делать самостоятельные выводы. Дети должны понимать, что Холокост имеет прямое отношение к нашей сегодняшней жизни, и что корни Холокоста – этнофобии, ложные стереотипы, нетерпимость, национализм экстремистского толка – по-прежнему никуда не исчезли. Исполнительный директор МБПЧ привела примеры организаций, которые внесли большой вклад в просветительскую деятельность в области изучения истории Холокоста, особенно отметив важнейшую роль российского Фонда и Научно-просветительного центра «Холокост» (руководители – А.Гербер и И.Альтман). Н.Рыкова также отметила, что важнейшим условием сохранения памяти о Холокосте является внедрение этой темы в образовательные программы школ и вузов. В одном из пунктов Декларации Стокгольмской конференции (январь 2000 г.), подписанной сорока семью главами государств мира или их представителями, говорилось о необходимости преподавания в средних и высших учебных заведениях темы Холокоста. На состоявшемся в октябре 2002 г. заседании министров образования стран, входящих в Совет Европы, этот пункт был документально закреплен. Под документом поставил свою подпись министр образования России – благодаря чему возникла нормативная база преподавания Холокоста в учебных заведениях. Н.Рыкова особо отметила важное исследование, проведенное в России: в сентябре-декабре 2007 г. группа научных экспертов ведущих институтов РАН РФ во главе с А.Локшиным провела комплексное исследование 34 учебников, учебных пособий и хрестоматий по истории России, созданных после 1991 г. и допущенных или рекомендованных Министерством образования для изучения в средних школах. В ходе исследования обнаружилось, что ряд тем, связанных с Холокостом, в них либо замалчивается, либо освещается весьма тенденциозно. К примеру, в ряде учебников Холокост не упомянут вообще. В других случаях Холокост не рассматривается авторами, как единственный случай в мировой истории, когда государство предприняло попытку полностью уничтожить отдельный народ. Лишь в одном из рассмотренных учебников – книге Н.В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история» (2007 г.), – Холокост описан с достаточной полнотой. Эксперты сошлись во мнении, что в ряде современных российских учебников явственно просматривается наследие советской историографии, где тема евреев, погромов и Холокоста вообще отсутствовала. Но имеются и позитивные результаты: в 2008 г. Департамент образования Москвы направил во все городские школы информационное письмо с рекомендацией провести урок толерантности в Международный день Холокоста. Московский институт открытого образования подготовил методические указания, и в результате такие уроки прошли в 107 из 146 школ Центрального округа Москвы. Уроки Холокоста прошли не только в Москве, но и в Тамбове, в школах Владимира и Краснодарского края. Преподаватели, на свой выбор, либо рассказывали об Освенциме и его узниках, либо показывали детям документальный фильм о Холокосте. Просветительская работа по теме Холокоста – одно из направлений деятельности Московского бюро по правам человека (МБПЧ). В 2006 г. МБПЧ, совместно с Центром «Холокост», проводило мониторинг интернет-сайтов: было выявлено 80 сайтов, содержащих антисемитские высказывания и отрицание Холокоста. В 2006-2009 гг. МБПЧ в сотрудничестве с организацией International Task Force осуществляет проект «Обучение журналистов московских изданий освещению темы Холокоста в СМИ», обратившись, таким образом, к целевой группе, ранее практически не охваченной просветительскими программами. Проект рассказывает журналистам об истории трагедии Холокоста, идеологии антисемитизма и неонацизма, современных проявлениях отрицания Холокоста, проблеме ксенофобии, расизма, антисемитизма на современном этапе, побуждает их интересоваться этой темой, работать с архивами, находить Праведников в своих регионах и рассказывать читателям об их подвиге, рассказывать о том, как и почему помнят Холокост в других странах, как изучают его в школах и вузах, как о нем пишут зарубежные издания. На начальном этапе реализации проекта был создан экспертно-методический совет для разработки программ семинаров, формирования лекторских групп, разработки рекомендаций для участников семинаров. В рамках проекта были проведены обучающие региональные семинары для представителей СМИ в Москве, Ярославле, Самаре, Волгограде, Санкт-Петербурге, Иваново и других городах. В этих семинарах приняли участие также представители правозащитных организаций, региональных органов власти и научных кругов, правоведы, историки. В ходе семинаров применялись различные формы подачи материала: лекции, дискуссии, вопросы-ответы, круглые столы, работа в группах, просмотр видеоматериалов. Участникам семинаров были розданы копии подготовленного МБПЧ фильма «Тень свастики», книги, изданные Бюро в рамках этого проекта: Резник С. «Мифология ненависти. Об антисемитизме для всех»; Чарный С. «Ксенофобия и нетерпимость в современной России и за рубежом. Мониторинг и анализ»; Табак Ю. «Сумерки шовинизма» и другие. Статьи, написанные участниками проекта и СМИ по результатам мероприятий проекта, были переданы в правительство России с целью показать представителям власти, как мало внимания уделяется изучению темы Холокоста, увековечиванию памяти его жертв, Праведников и т.д. МБПЧ также успешно реализует в регионах России проект «Россия без ненависти и вражды». В рамках проекта проводятся правовые школы в целях преодоления антисемитизма и экстремизма. Задачей проекта было привлечь работников прессы к тематике Холокоста. Важно было также дать исчерпывающую информацию о том, как эту тематику разрабатывают и представляют в других странах мира. К сожалению, однако, помимо достижений в ознакомлении общества с проблематикой Холокоста, остается и целый ряд нерешенных задач. Так, термин «Холокост» отсутствовал в Федеральной программе формирования толерантного сознания, проводившейся в 2002-2005 гг. при государственной поддержке (хотя в ходе ее реализации и были изданы несколько учебных пособий, непосредственно затрагивающих эту тему). Выпущенные учебные пособия изучаются, по большей части, факультативно. На отношении официальных образовательных структур к преподаванию Холокоста и подготовке преподавателей негативно сказывается тот факт, что Россия не является членом международной организации International Task Force, проводящей образовательные программы в этой области для преподавателей, и не проявляет, в отличие от своих соседей, должного интереса к деятельности этой организации. Установление сотрудничества российских образовательных структур с International Task Force представляется в высшей степени целесообразным. Достаточно редко тема Холокоста поднимается и в СМИ. Обычно это происходит 27 января, в День памяти жертв Холокоста и в апреле, когда отмечается годовщина начала восстания в Варшавском гетто в 1943 г. По большей части такие публикации отличаются шаблонностью и сухостью. Привлечение внимания СМИ к этой теме – сложная задача, поскольку часть журналистов и редакторов мотивируют свое нежелание писать о Холокосте тем, что эта тема «неинтересна» и «неактуальна». Тем более важным делом представляются просветительские семинары, ломающие эти стереотипы. В России до сих пор нет музейно-образовательного центра, посвященного Холокосту. Имеющихся экспозиций в Мемориальной синагоге на Поклонной горе, Музее Великой Отечественной войны и центре «Холокост» явно недостаточно, а посещение их школьниками проводится, в основном, по личной инициативе преподавателей. Возможно, функцию подобного музея сможет взять на себя строящийся Федерацией еврейских общин России Музей Толерантности. Если говорить о кино и телевидении, то их потенциал используется далеко не в полной мере. Значительная часть фильмов, посвященных теме Холокоста, идет не в прайм-тайм, или же демонстрируется на дециметровых каналах, не всегда доступных массовому телезрителю. Н.Рыкова подчеркнула, что Россия нуждается в разработке государственной программы увековечения мест массового уничтожения евреев на территории России. Следует развивать международное сотрудничество студентов и школьников – посредством организации поездок по местам, связанным с Холокостом на территории России, посещения зарубежных мемориалов, проведения международных конференций и конкурсов. В заключение Наталья Рыкова привела слова историка И.Бауэра: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». Полный текст