На сайте берлинского Центра восточноевропейских и международных исследований опубликована статья аспирантки из Великобритании Иззи Савкинс о преподавании истории Холокоста в России и о деятельности Научно-просветительного центра «Холокост». Перевод с английского научного сотрудника Архивного отдела Центра «Холокост», модератора сайта Романа Жигуна. В квадратных скобках — примечания переводчика.
В результате пандемии COVID-19 образование во всем мире стало работать в режиме онлайн. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, к началу апреля 2020 года 69 % россиян пользовались интернетом для получения образования, что на 6 процентных пунктов больше, чем в феврале. Школы по всей России вынуждены были адаптировать свои методы к цифровым технологиям, чтобы продолжать образовательный процесс. Что касается преподавания истории Холокоста, усилия одной организации были особенно важны.
История преподавания истории Холокоста в России
Преподавание истории Холокоста в России началось в 1990-е годы усилиями отдельных учителей, а не по инициативе государства. Поворотным моментом стало включение этой темы в проект официального российского образовательного стандарта 2003 года [государственный стандарт был принят в 2004 году], который с тех пор сделал Холокост обязательной темой в учебниках по всей стране.
Однако, несмотря на государственную поддержку, школьные учебники в России посвящают истории Холокоста лишь несколько предложени. По мнению одного из исследователей Российской академии наук, это отражает «наследие советской историографии, в которой тема евреев отсутствует наряду с темами погромов, Холокоста и спонсируемого государством антисемитизма».
Российский Научно-просветительный центр «Холокост»
Этот пробел устраняется российским Научно-просветительным центром «Холокост», неправительственной организацией, созданной в 1992 году. Как сообщается на сайте организации, это первая на постсоветском пространстве организация, поставившая перед собой задачу увековечения памяти жертв Холокоста, создания документальных экспозиций, включения темы в образовательные программы и стандарты школ и вузов, проведения мемориальных вечеров, создания мемориалов, сбора документов, свидетельств и воспоминаний. Центр привлек к изучению Холокоста тысячи студентов и преподавателей по всей России и за рубежом.
С момента своего основания Научно-просветительный центр «Холокост» опубликовал множество материалов для учителей, в том числе собственные учебные пособия, сборники документальных свидетельств и методические издания. Центр размещает многие из этих материалов в интернете и ведёт веб-сайты, посвященные двум его текущим проектам.
Одним из таких проектов является проект «Вернуть достоинство», реализуемый совместно с Российским еврейским конгрессом и направленный на приведение захоронений жертв массовых казней в соответствие с еврейскими традициями и законами страны, в которых они похоронены [в ходе проекта устанавливаются новые памятники и мемориалы, а также дополняются созданные ранее советские монументы и памятные знаки, на которых ранее, за единичными исключениями, на национальность жертв никак не указывалось].
Другой проект, «Освободители», направлен на восстановление имен красноармейцев, офицеров, врачей и медсестер, [а также военных корреспондентов,] которые [освобождали и] лечили освобожденных узников, документировали освобождение Аушвица.
Онлайн-ответ на COVID-19
В ответ на пандемию COVID-19 Центр «Холокост» разместил многие из своих изданий в интернете; стал использовать новые методы интерактивного взаимодействия. Каждый день с 3 апреля по 9 мая 2020 года [в действительности по 10 мая] в рамках проекта «Авторы Победы» публиковались письмо или дневниковая запись, написанная в тот же день в 1945 году [проект был начат как еженедельный, но с 11 апреля перешёл в ежедневный формат]. Эти публикации перепечатывались российскими газетами и информационными агентствами, учебными заведениями и местными администрациями.
Авторы писем [и дневников] были из разных уголков Советского Союза и имели самые разные специальности, в том числе: летчики, артиллеристы, врачи, журналисты и художники. Публикации включали документы, ранее опубликованные в пяти сборниках «Сохрани мои письма…», дополненные такими документами из государственных архивов и музеев России.
Показателем уровня вовлеченности школ по всей России является «Эстафета памяти», мероприятие, проводимое в ознаменование семьдесят пятой годовщины Победы. Сотрудники Центра «Холокост» прочитали под запись письма, написанные бойцами Красной Армии 9 мая 1945 года, видео было опубликовано на YouTube-канале «Культура достоинства». Затем [по примеру Центра «Холокост»] письма прочитали также девятиклассники [из Кировска], и [потом] учителям и студентам уже по всей России было предложено записывать чтение солдатских писем и отправлять виде в Центр.
Скорость, с которой российский Научно-просветительный центр «Холокост» переместил некоторые из своих материалов в интернет во время вспышки COVID-19, отчасти можно объяснить существующей онлайн-системой Центра [так в тексте автора]. Это также отражение большого количества преподавателей и студентов по всей России, которые взаимодействуют с материалами Центра и готовы способствовать их распространению [предложение отредактировано при переводе].
Отсутствие признания
Однако, к сожалению, Центр сталкивается с проблемами, выходящими за рамки нынешней пандемии. Соучредитель и сопредседатель российского Научно-просветительного центра «Холокост» Илья Альтман посетовал на недостаточное внимание, уделяемое в в государственном образовании таким темам, как жизнь в условиях нацистской оккупации, роль коллаборационистов и сопротивление. Он признает, что Холокост не рассматривается как отдельная тема в историческом образовании: скорее, если ученик интересуется этой темой, он должен изучать ее самостоятельно.
Альтман также прокомментировал более общие «тревожные» события за пределами сферы образования: в 2012 году в Ростове-на-Дону, где были убиты около 20 000 евреев, была установлена новая мемориальная доска, в которой жертвы назывались «мирными жителями Ростова-на-Дону и советскими военнопленными» [Речь о Змиёвской балке — месте самого массового уничтожения евреев нацистскими оккупантами на территории РСФСР. Здесь, во время повторной оккупации города, 11–12 августа 1942 года, были убиты не менее 15 тысяч евреев. В настоящий момент, после многих пертурбаций, на мемориале вновь установлена доска, упоминающая еврейскую национальность большинства захороненных здесь жертв].
Илья Альтман также выразил свое разочарование тем, что, несмотря на то, что Россия участвовала в учреждении Международного дня памяти жертв Холокоста в годовщину освобождения Аушвица Красной Армией (27 января), этот день до сих пор не является узнаваемым в России.