«Продавший душу, но выкупивший евреев…»

   Израиль. Спустя полвека после убийства Исраэля (Рудольфа) Кастнера, спасшего в годы Второй мировой войны более тысячи евреев, не смолкают разнообразные слухи о деятельности этого человека.    Во время Второй мировой войны Кастнер каким-то чудом сумел договориться с нацистами о том, чтобы отправить в Швейцарию поезд с 1700 венгерскими евреями. Чтобы выменять человеческие жизни на деньги и драгоценности Кастнеру приходилось вести переговоры с «главным экспертом по окончательному решению еврейского вопроса» Адольфом Эйхманом. Платой за это рискованное предприятие стали испорченная репутация, обвинения в «сделке с дьяволом» и гибель от рук непримиримо настроенных евреев в 1957 году в Израиле. Его неординарная биография послужила сюжетом для десятка книг и кинофильма. Два месяца назад на Международном кинофестивале в Хайфе была показана кинолента американского режиссера Гейлен Росс «Убийство Кастнера». В этой картине Росс представляет несправедливо обвиненного Кастнера как героя Холокоста, как человека, рисковавшего своей жизнью. Фильм вызвал в израильском обществе противоречивые эмоции. Так, 83-летний Барух Цахор не может забыть несправедливость в отношении Кастнера и абсолютно уверен в невиновности Кастнера. «Все обвинения против Кастнера были ложными, — утверждает он. — Я знаю это, потому что он пытался спасти меня». Цахор встретил Кастнера в 1945 году в Вене, это было за несколько недель до освобождения столицы Австрии советскими войсками. Цахору (тогда Вайсу) в то время было 20 лет, и он скрывался от гестапо в больничном подвале. Разыскавший их Кастнер дал Цахору коробку конфет и сказал: «Через две недели я буду здесь и переправлю тебя в Швейцарию». Стоял конец марта, советские войска уже были близко, и в побеге уже не было надобности — через две недели Вайса освободила Красная армия. Им суждено было встретиться еще раз. Это произошло десять лет спустя в Кфар-Сабе. В 1955 году Кастнер, ставший функционером партии Мапай, приехал на встречу с избирателями. Цахор же был председателем одного из отделений партии Авода, впоследствии объединившейся с Мапай, но на тот момент составлявшей ей конкуренцию. На этот раз помощь потребовалась Кастнеру. В 1952 году венгерский журналист Михаэль Грюнвальд написал памфлет, в котором обвинил Кастнера в пособничестве нацистам. Израильское правительство подало на Грюнвальда в суд за клевету, но дело переросло в атаку на Кастнера. В результате суд признал, что он действительно заключил «сделку с дьяволом» и спасал жизни из корыстных целей. «Пресса писала, что он спасал только богатых. Но я знаю, что это — неправда. Когда он предлагал мне помощь, он не спросил, есть ли у меня деньги», — вспоминает Цахор. Вердикт отменили в 1957 году, но было поздно. К тому времени Кастнер погиб от рук троих экстремистов, а его репутация осталась испорченной. Писатель и лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель выразил собственное мнение о Кастнере: «Я следил за его делом и, думаю, он хотел помочь, но выбрал не тот метод». Некоторые обвиняют Кастнера в том, что тот не потрудился предупредить венгерских евреев, что обещанный нацистами переезд — на самом деле — депортация в Освенцим. Ему прямо приписывали содействие немцам в ликвидации венгерского еврейства. «Кастнер ничего не скрывал, — считает Цахор. — Он посылала вестников во все общины, чтобы они рассказали евреям правду». «Дело Кастнера безусловно все еще живо, — комментирует фильм историк Йехиам Вайц из Хайфского университета, автор книги «Человек, которого убили дважды — жизнь, суд и смерть доктора Исраэля Кастнера». — Вокруг этого человека скопилось столько слухов, что его биография еще долго будет объектом споров». Полный текст