Институт непрерывного образования города Новокузнецка Кемеровской области 16–17 марта провёл для учителей гуманитарного цикла средних и начальных школ города и близлежащих населённых пунктов практический семинар «Трудные вопросы истории».
В рамках данного образовательного мероприятия ведущая семинара Елена Годунова, участница конкурсов и стажировок, проводимых Научно-просветительным центром «Холокост», выпускница образовательных курсов НПЦ «Холокост» и Яд Вашем, рассматривала две неоднозначно воспринимаемые в обществе и в образовании темы: «ГУЛАГ коснулся каждого из нас» и «Холокост — это и наша история».
Вторая часть семинара включила в себя прежде всего знакомство с правоустанавливающими документами, согласно которым тема Холокоста должна преподаваться в школах страны.
Елена Годунова представила образовательные программы НПЦ «Холокост» (Москва), Яд Вашем (Иерусалим), Исторической мастерской имени Леонида Левина (Минск), показав учителям возможности профессионального роста и содержательной поддержки по теме.
Также был рассмотрен региональный опыт работы над темой: участие кемеровских и новокузнецких преподавателей, учителей и студентов в проведении Недели памяти жертв Холокоста — 2020 и их участие в конкурсе «Память о Холокосте — путь к толерантности» — 2019.
Важная роль учителя при организации проектной и исследовательской деятельности школьников показана через проект американских школьников, открывший миру Ирену Сендлер. Подробнее — в материале Елены Годуновой.
Методическая составляющая семинара отрабатывалась в практических заданиях, как то — работа с фильмом, работа в ходе проектной деятельности, работа с современными образовательными ресурсами. Слушатели познакомились с авторскими разработками ведущей, а именно: «Хрустальная ночь», «Жить, несмотря ни на что…», «Катастрофа: родители и дети», разработка о жизни во время Холокоста четырёх известных евреев (Альберт Эйнштейн, Вольф Мессинг, Виктор Франкл, Яков Трахтенберг); разработка «Мальчик, мужчины, старик» — на основе литературных рассказов немецких писателей с отражением судьбы последнего еврея города Освенцима Шимона Клугера.
В итоговой части ведущая семинара предложила к обсуждению свои рекомендации по проведению тематических занятий, связанных с Холокостом, основанные на личном практическом опыте и экспертной работе:
- Строить повествование не в общем, а на историях конкретных людей.
- Избегать демонстрации фото с трупами, газовыми камерами и т. п.
- Использовать активные формы взаимодействия с учащимися: высказать мнение, обосновать его, предположить ход событий, прокомментировать фото, задать вопрос.
- Избегать лекционного формата с массивом дат и цифр, рассказывать истории, которые эмоционально затронут, станут импульсом для исследования.
- Использовать не только словесное воздействие, но и музыку, стихи, фото, видео, картины.
- Избегать ритуалов обычного урока: физкульминуток, обязательного домашнего задания.
- Использовать различные формы социальной организации учащихся: группы, пары, индивидуально, пленум.
(Презентация Елены Годуновой доступна по ссылке.)
Слушатели высоко оценили в итоговом опросе весь семинар в целом, особо отметив его вторую часть — тему Холокоста — за актуальность, научность, содержательность, методическую грамотность и пользу для практической деятельности.